Виктор Петров не первый раз сталкивается с акунинской прозой.
«Шпионский роман», действие которого происходит весной 1941 года, рассказывает историю молодого человека по имени Егор Дорин (Даниил Козловский). Совершенно неожиданно его вербует старший майор Октябрьский, и вместе им предстоит разрушить коварные планы гитлеровской разведки по дезинформации высшего руководства СССР. Однако немцев сложно перехитрить, и далеко не все идет так, как планировалось. Действие в романе происходит в предвоенной Москве — на подмосковной даче, в коммунальных квартирах, кабинетах Лубянки, на бульварах и улицах столицы. Воссоздать эту эпоху с занудной дотошностью, как выяснилось, художник и режиссер «Шпиона» даже не думали.
О том, как воображали Москву начала
— Виктор Валентинович, вы ведь с творчеством Акунина были знакомы до того, как вам предложили работать над экранизацией?
— Я являюсь почитателем творчества Бориса Акунина с момента появления его первых книг. Я купил практически все, что он написал. Отчасти и по служебной необходимости. К примеру, в прошлом году мои студенты во ВГИКе делали курсовое задание по роману Акунина
— Чем же вас так заинтересовал «Шпионский роман»?
— Мне это было интересно, потому что я раньше такого не делал. Стилистически и жанрово этот проект необычен. Так случилось, что я работал прежде на достаточно разнообразных и изящных проектах. Но этот совсем другой, он очень сильно отличается от того, что было раньше. Если перечислять, то это «Здравствуйте, я ваша тетя», музыкальный фильм «Мэри Поппинс, до свидания», «Степь» Бондарчука по рассказу Чехова и т.д. Я люблю сложные проекты, где надо погружаться в материал, фантазировать и где тебя никто не ограничивает, предоставляя полную творческую свободу. А сама конфигурация этой книги дает возможность сделать нечто необычное. Сюжет «Шпионского романа» разворачивался в неком мифологическом пространстве советской жизни, и мне захотелось заняться материализацией этого мифа. Предстояло довести до чрезмерности сталинскую эстетику, сделать реальным воображаемое. В том мире, который должен был ожить в нашем фильме, самые невероятные вещи и происшествия должны были казаться вполне возможными. Фантастическое покушение на Сталина при помощи авторучки? Вполне возможно! Дворец Советов, возвышающийся на месте храма Христа Спасителя? Не то что возможно, а абсолютно реально.
— Дворец Советов ведь не был построен в реальности?
— Да, Дворца Советов в жизни не было. Он был заявлен в генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года, но никогда не был построен. А у нас виртуальный Дворец Советов стоит там, где планировалось, на месте храма Христа Спасителя, и вокруг него разворачивается все действие фильма. В «Шпионе» вся Москва придуманная, фантазийная, так сказать. Москва из архитектурных проектов, этакий город мечты. Ведь эти проекты — тоже часть советской мифологии. Возможно, этот город из снов для
— А как родилась эта идея — создать необычную, нереальную, мифологическую Москву?
— Мы перерабатывали Акунина, ведь у него все построено по законам литературы. Та информация, которая в кино передается визуальным образом, может зрителем считываться и додумываться. Мне только сейчас стало понятно, что за картину мы сделали. Проскальзывали слова «фантазийная», «утопическая». Это Москва, которая существовала на планах архитекторов, ведь любое индустриальное общество пыталось оставить после себя следы больших технических достижений. Это с одной стороны, а с другой — наш фильм никак нельзя назвать историческим кино. То кино, которое мы привыкли называть историческим, сделано на самом деле вопреки историческим фактам. «Октябрь», «Броненосец „Потемкин“», «Ленин в 1918 году» Ромма… Тогда мы, студенты ВГИКа, на лекциях по истории советского кино были обучены тому, чтобы правильно воспринимать такой кинематограф.
— Но ведь это было всегда и везде…
— Да, все кино и вся история, которые существовали, так или иначе обслуживали существующий режим, миропорядок, правящую идеологию. Сначала история писалась под династию Романовых, в советский период — вопреки канонам православной культуры и традициям — возникла новая атеистическая религия со своим кодексом, идолами, культами. Сейчас это звучит, наверное, жестоко. В фильме «Ленин в октябре» Ленин мечется по кабинету, ищет, где же Сталин. Ему нужно принять судьбоносное решение, а посоветоваться не с кем. Лучшего человека, чем Сталин, на тот момент, видимо, не было. Хотя по истории там совсем все иначе было. Появляется Сталин в кадре — наконец они удаляются от камеры и общаются о высоком. Теперь это выглядит так, как в комедии Гайдая или в кино для гурманов, для эстетов, критиков и любителей тоталитарного кино,
Я недавно набрел на понятие «метаистория», и мне показалось, что это про нас. Метаистория — это история, находящаяся вне поля зрения науки, вне ее фактологии и методологии. Процессы, протекающие в иных слоях иноматериального бытия, то есть в другом пространственном и временном потоке. Это когда один слой, одно пространство словно просвечивает через другой, через то, что мы привыкли воспринимать как исторические факты. И вот у нас в фильме произошло совмещение этих двух пространств — ирреального и исторического. Возникла другая — «пророщенная» — реальность, которая словно вылезает из другого параллельного пространства.
— И как вы нащупали это пространство?
— Проект начинался дважды, и надо сказать спасибо тем художникам, которые в разное время работали до меня, — Владимиру Святозарову и Кириллу Мурзину. Их наработки, их видение мне крайне пригодились и были полезны мне для того, чтобы сделать
Фильм, как учат во ВГИКе, рождается трижды: сначала за столом, во время придумывания литературного сценария, потом — во время съемок, третий раз — на монтаже. Леша иногда обижался, что я их с оператором Денисом Аларконом за глаза, каюсь, называл безбашенными. Это компьютерное поколение, поколение спринтеров. Их нигилизм состоит не в желании низвергнуть, а в переизбытке информации, которую им порой не хватает времени проанализировать и воспринимать системно. Они действительно более быстрые, как мой сын, для которого предыдущая история кино и культуры, то есть все, что было до него, — это ноль, она воспринимается
— Что же, «Шпион» и правда похож на первый российский комикс?
— По этому поводу я
— Как же создавали то, чего не было? По архитектурным планам тех лет?
— Располагая неплохой библиотекой, я приносил ребятам различные материалы. Была такая выставка в Пушкинском музее — «Москва—Берлин/Берлин—Москва. 1900—1950». Об искусстве и архитектуре времен Третьего рейха и сталинизма. В этих альбомах можно увидеть планы реконструкции Большого Берлина Альберта Шпеера и других германских архитекторов. В музее Щусева прошла выставка Бориса Иофана, где были представлены проекты Дворца Советов (четыре варианта), а также других архитекторов той поры — Бархина, Жолтовского, Мельникова и т.д. Как уже говорилось, большой эпизод у нас снят на ВДНХ — это квинтэссенция неоклассической архитектуры, тот случай, когда всё довели до ума. Это чистый образец сталинского стиля: колосья вплетены в
Наше кино тоже останется как история культуры, возможно, по которой культурологи будут изучать парадигму времени. Есть у нас в кабинете Берии несколько репродукций — эти картины были написаны в то время. А могли ли они у него висеть, нас мало волновало. Было, значит можно. И еще у нас есть предметы из будущего, например, первые телеприемники, которые действительно были у кремлевской элиты. На этом экранчике размером 12 на 10 и с огромной линзой сначала могли передавать только в виде эксперимента статичные картинки.
Мы, приняв эти правила игры, начинали импровизировать. Есть объект — дача нашей героини, где она живет с
— А что еще в «Шпионе» из будущего? Наверное, все шпионские приспособления?
— Например, у нас главный герой Октябрьский в сцене захвата агента Петракович ходит по квартире с телефонной трубкой и ведет разговоры, а за ним следом ходит сотрудник НКВД, который таскает рацию. Такой вот прообраз мобильного телефона. Еще у нас в фильме есть камера слежения, и во время первой встречи Октябрьский показывает Дорину: вот ты дерешься, вот ты на ринге, вот ты с девушкой. Оказывается, вся жизнь Дорина, вся его биография сканируются всевидящим оком Большого Брата. Или самая первая сцена: Гитлер обращается к Зеппу и Канарису с экрана телевизора. В самом телевизоре ничего удивительного нет — в
— А еще можно на эскизах к фильму было увидеть шпили высоток. Они же только к
— Когда мы снимали, мы спорили о том, показывать или не показывать шпиль высотки в Котельниках. А недавно я в одном из документальных фильмов об архитектуре увидел, что правое крыло этой высотки построили до войны. А уже все остальное потом, потому что случилась война. Но план этот был, поэтому ее и построили так быстро после 1945-го.
— Вы ведь работали не раз над историческими фильмами. Что вы использовали из своего опыта здесь, в этой метаисторической картине?
— В начале
История партийных съездов, скажем, очень интересна. Существует документальный фильм об этом. Когда Гитлер был избран канцлером, была снята его часовая речь. Фильм назывался «Гитлер отчитывается». Пассажи из речи фюрера
— Но в
— Мы приехали
Приведу занятный пример. Мы
Было придумано, что в нашей версии «Мастера и Маргариты» «странные события» в Москве будут происходить после разрушения храма Христа Спасителя. И наш оператор Алексей Родионов придумал, что знойным вечером на Патриарших прудах в воздухе будет стоять такая золотистая взвесь от взорванного храма. И отряд босоногих пионеров, маршируя мимо сидящих на скамейке в лучах закатного солнца Воланда, Бездомного и Берлиоза, будет загребать пыль ногами. И, чтобы подчеркнуть исключительность Воланда, на его проборе и на лакированных туфлях не было бы ни единой пылинки. Исторически это тоже нарушение, потому что события в романе у Михаила Булгакова происходили хронологически раньше, чем события в нашем сценарии.
— Очень красивый образ получился бы. А «Шпиона» в том виде, каким он получился, вы как охарактеризуете?
— Наше кино
— Вы рассказали мне в самом начале, что некоторые члены съемочной группы были вдвое моложе вас. Как вам работалось с «молодежью»?
— Замечательная группа у нас была. Такое сотоварищество, содружество дорогого стоит на любом проекте! Знаете, я запомнил слова Дани Козловского. Во время съемок последней сцены с его участием он вдруг сказал: «Как жалко, что сегодня все закончится! Я представить себе не могу, что буду теперь без вас!» Знаете, такое от актеров редко услышишь. А когда актер говорит о расставании с группой со слезами на глазах, то это многое значит. Кстати, на мой вкус, роль Дорина сыграна Козловским замечательно, я нахожусь под обаянием этого человека и актера. А как Леша снимал! Это был настоящий праздник. Ведь сейчас кино во власти продюсеров, которые все пытаются рассчитать на бумаге. А я видел, как Алексей импровизировал на площадке — таких режиссеров немного. Импровизировал внутри того, что уже было придумано, а иногда и вопреки этому. Это всегда трудно — для всей группы и для художника в том числе. Может понадобиться что-то, а где достать реквизит моментально?
— Как же удавалось импровизировать молодому режиссеру, да еще и в рамках бюджета?
— Я вам вот что расскажу. Нам по сценарию нужен был старый кинотеатр. Мы долго его искали в Москве, но варианты, которые находились, нам по разным причинам все время не подходили. И вот