Сюжет картины не назовешь сверхоригинальным. Главный герой, разведенный полицейский Венсан, вместе с напарником перехватывает сумку с наркотиками, чтобы выручить за нее деньги. Получатель груза — владелец местного ночного клуба, который похищает сына Венсана и требует посылку вернуть. Однако о том, что полицейский собирается передать кокаин наркодилеру, узнает молодая
Зато лента выглядит очень динамично. Точная и яркая атмосфера создана при помощи интерьеров и музыки ночного клуба, который снимали в Бельгии, Франции и Люксембурге. Немалый вклад внес и оператор — за камерой оказался Том Стерн, снимавший «Малышку на миллион», «Подмену», «Письма с Иводзимы», фильм Павла Лунгина «Царь» и выходящие в марте «Голодные игры».
Читайте интервью с Фредериком Жарденом, а сразу после него — с Томером Сислеем.
Фредерик Жарден
Фредерик родился в кинематографической семье. Он сын Паскаля Жардена, автора сценариев к полусотне французских фильмов. В картинах по его текстам неоднократно снимались Ален Делон, Жан Габен,КиноПоиску Фредерик рассказал о том, какие южнокорейские режиссеры вдохновили его на «Бессонную ночь», как снимали сложнейшие сцены в ночном клубе и с кем из французских актрис он мечтает поработать.
— Фредерик, расскажите, как вы от комедий пришли к такому
— Ну, комедии мои тоже были не без черного юмора. Мне хотелось посотрудничать с продюсером Марко Черквуем, который работал над фильмом Жака Одияра «Пророк», имевшим огромный успех. Он увидел в моих комедиях эту «темную сторону» и предложил пойти еще дальше. Мне это понравилось, и мы с ним решили сделать такой фильм-нуар, но очень камерный, за закрытыми дверьми. Как в истинной трагедии, у нас есть единство времени, места и действия. Потом туда прибавилась линия отца и сына. Мне хотелось рассказать о семейных отношениях, но при этом сделать фильм в экшн-жанре.
— У вас получилось необычное, реалистичное по манере кино.
— Что касается реалистичной манеры, то мы не хотели делать такой киношный экшн. Нам хотелось, чтобы это было как можно больше похоже на реальную жизнь. Поэтому камера снимала буквально с плеча, с рук, делали ближние планы.
— В сценах в клубе, где камера продирается сквозь толпу, задействовано огромное количество массовки. Как это все было организовано?
— Действительно, толпа в ночном клубе у нас выступает как отдельный персонаж. Мы очень тщательно отбирали людей, у нас около 500 человек в массовке было задействовано. Хотели сделать так, чтобы, с одной стороны, это была очень плотная толпа, а с другой стороны, передать всю эту кошмарную атмосферу, которая присутствует в подобных ночных заведениях. Задача была устроить такой организованный хаос. Вы понимаете, что это ужасно сложно. И для режиссера это дико интересная сверхзадача, но очень сложная. Было трудно работать оператору, продираться через эту толпу, физически было сложно и для героев, для Томера все это время работать в этой толпе. Получалось, что все эти ситуации, в которые попадает герой Томера, создавал он сам, продираясь через эту массу людей.
"Я хотел рассказать о семейных отношениях, но в экшн-жанре"
— Немного странно видеть, как наркодилер, у которого
— Во Франции полно таких заведений — не в Париже, но в провинции. Огромные клубы, в которых камеры рядом с закрытыми зонами, где находится руководство клуба, а в коридорах и на кухне там может и не быть никаких устройств. Очень не хотелось делать так, как в американских фильмах: кругом камеры, все следят за экранами, по которым показывают другие экраны, все отслеживается — это тоже безумие. Мне не хотелось, чтобы это было в моем фильме. А что касается дилера, то нам не хотелось показать какого-нибудь Пабло Эскобара. Наши персонажи — лишь мелкие бандиты, которые считают себя очень крутыми, насмотрелись как раз американских фильмов, где есть все эти наркобароны. На самом деле они из себя ничего не представляют, они шпана. Но могут быть опасными именно потому, что непредсказуемы, совершенно без царя в голове, могут с вами спокойно разговаривать, а потом вытащить пистолет. Именно такой средний уровень и хотелось показать — бандитов из пригорода, а не наркокоролей. Если вы думаете, что все эти торговцы кокаином расхаживают в окружении телохранителей гориллоподобного вида, вы, наверное, тоже насмотрелись голливудских боевиков.
— Какие фильмы в жанре триллера вас вдохновляли? В «Бессонной ночи» есть
— Да, в последние шесть-семь лет я особенно проникся южнокорейским кино, например, «Воспоминания об убийстве»
— Томер говорит, что на площадке вы «точный, тонкий и без гонора». Как вам такое определение?
— (Улыбается.) Ну, я разный. Зависит от актера, от того, с кем работаешь. С Томером у нас получилось такое слияние, мне не приходилось его останавливать. Безусловно, были
— Вас не смутил вопрос журналиста на
— Меня немного удивило это. Возможно, проблема в дубляже, потому что во французском варианте все всем очевидно. Постепенно в процессе развития сюжета маски падают, и становится понятно, кто плохой, а кто хороший.
— Кстати, о клише. Вы в России впервые, при этом согласились на
— У меня впечатление такое: в русских есть
"Томер с самого начала вжился в роль и все делал как надо"
— А российское кино вам близко?
— Я смотрел все фильмы Тарковского. Кончаловского тоже видел, Михалкова. Вообще меня больше авторское кино интересует. Мне кажется, «Бессонная ночь» — тоже в
— При этом ваш фильм ведь понравился голливудским продюсерам…
— Да, американцы уже купили права на ремейк. Нам даже поступили предложения от нескольких студий, но мы выбрали Warner Bros. Фильмом будет заниматься команда, которая продюсировала картину Скорсезе «Отступники». Ремейк — это очень выгодно, ведь за права получены деньги, а это значит, что продюсерской компании можно будет сделать еще один французский фильм.
— Сейчас, после «Бессонной ночи», вы уже пишете
— Я пишу новый триллер, но на этот раз не такой камерный, как «Бессонная ночь», и более протяженный во времени. В центре внимания будет женщина, и уже весной начнется кастинг. Пока я пишу, я не думаю о
Томер Сислей
Томер Сислей с детства знал, что будет актером, и сам считает это большим счастьем. Он настоящий космополит: родился в Берлине в еврейской семье, рос в Израиле, ходил в американскую школу, знает четыре языка, при этом не забывает напоминать, что у него есть еще иПостепенно, начав с работы в комедийных шоу на телевидении, он добрался до ролей в кино, самой известной из которых стал Ларго Винч. Франшиза про этого героя вышла в международный прокат, и Томер даже приезжал представлять картины в Россию. Сейчас он готовится к съемкам в совместном
КиноПоиску Томер рассказал о собственной бессоннице, продажных французских полицейских и новом проекте, для которого самостоятельно написал сценарий.
— Я заметила, вы на
— У меня вообще проблемы со сном. Не знаю почему. Вчера я вот прошелся по барам здесь, в Москве. Названий я не запомнил, просто сел в такси и попросил отвезти меня в
— Фредерик рассказал нам, что американцы будут делать ремейк «Бессонной ночи». Вы бы кого хотели видеть на своем месте?
— О, в Голливуде полно парней, которые могут это сделать. Колин Фаррелл отлично бы подошел. Клайв Оуэн, он в другом стиле, но тоже был бы хорош. Вообще говоря, мне это не особо важно, и я об этом не думаю, ведь у меня в любом случае нет права голоса, а если я начну думать о том, кого бы я хотел в этой роли видеть, то в итоге только расстроюсь, когда возьмут
— Чем вас привлек сценарий «Бессонной ночи»?
— Этот сценарий в первую очередь был очень хорошо написан. А в персонаже меня привлекло то, что это не супергерой, не сверхчеловек, который быстрее всех бегает, лучше всех дерется, всех бьет, умнее всех и так далее. Он нормальный средний парень, похожий на меня, на вас. Он потеет, ему больно, он устает. Но в этой ситуации ему пришлось превзойти самого себя, иначе из такого положения было не выбраться.
"Актриса, которую я по сюжету мучаю, очень правдиво играла"
— В фильме французская полиция показана как очень коррумпированное заведение. Мы
— Что касается коррупции во французской полиции, то она, наверное, в любой полиции мира есть. У нас относительно российской полиции существует определенное представление, что она вся продажная, вся купленная. Наверное, во Франции это менее развито, но, с другой стороны, продажный полицейский — это очень кинематографичный образ, не зря он присутствует во многих фильмах.
— Вы весь фильм бегаете, падаете, ударяетесь. Больно смотреть. Было ли труднее работать на площадке
— Само действие в фильме, экшн для меня не были проблемой, я обожаю эти вещи. А вот что было самое трудное… Наверное, та сцена в морозильной камере. Актриса, которую я по сюжету мучаю, очень правдиво играла, и у меня было такое впечатление, что я действительно причиняю ей боль. Мне было жутко неудобно, я ужасно неприятно себя чувствовал, потому что не привык мучить женщин.
— Вы сами любитель триллеров? Какой ваш любимый?
— Если говорить о нуарах, то «Хозяев ночи» Джеймса Грэя я бы назвал образцом жанра. Это великолепный фильм. Корейские ленты мне тоже нравятся.
— Вы ведь написали сценарий «Чемпиона», который хотели сами поставить. Как продвигается дело с этим проектом, уже нашли актера на главную роль?
— Да, один актер уже есть, его зовут Томер Сислей. Может быть, вы слышали о таком? Если мне удастся избежать режиссерского кресла, я постараюсь это сделать, потому что ожидается слишком большая нагрузка — быть и режиссером, и исполнителем главной роли. Мне кажется, это будет ошибкой. Так что сейчас я в поиске режиссера, можно так сказать.
— Расскажите
— Это исторический фильм, действие происходит в
Что меня в этой истории заинтересовало, так это цена выбора. Ведь за любую уступку, за любой выбор нам приходится расплачиваться. В жизни всегда наступает рано или поздно момент, когда нужно решить, пойдешь ты на уступки или нет. Выбор есть всегда, никто не заставляет тебя
— То есть вы в этом фильме будете боксировать
— Да, я уже год занимаюсь с персональным тренером. У меня очень сложное расписание, на этой неделе вот вообще не получится уделить этому время, но в среднем я стараюсь около трех раз в неделю заниматься боксом.
— Вы когда последний раз были в Москве, сказали, что будет третий «Ларго Винч». Когда же?
— Черт побери, я так сказал? Я отвечу на международном языке... (Пожимает плечами.) Желание есть, продюсеры хотят, но нет сценария, актеров — нет пока ничего конкретного.