После успеха странного фильма «Пыль», который был захвален критиками и получил на ММКФ приз гильдии критиков и киноведов, Сергей Лобан и Марина Потапова решили придумали новый проект. Несколько лет переписывали сценарий, подавали проект на гранты, не получали эти гранты, искали инвесторов, теряли их и убалтывали новых, искали актеров, пока в конце концов не поехали снимать
КиноПоиск поговорил с Сергеем Лобаном о том, почему их с Мариной Потаповой фильмы стали такими успешными, о грандиозных сериалах, которые они планируют снимать, и о перевороте в экономике, который наконец сделает мир справедливым.
— Ваш фильм «Пыль» имел большой успех. Вы тогда удивились такой реакции или ожидали ее?
— Мы планировали. Обязательно. Она четко сработала, как мы хотели. Впервые за то время, что мы
— А прошлым летом на ММКФ показали ваше
— После «Пыли» мы представляли себе, что следующий этап должен быть более масштабным, с большим бюджетом. Чтобы мы могли заплатить зарплаты ребятам, которые снимаются. Это важно. Потому что энтузиазм — это, конечно, неприятно. И у нас была идея такого фильма. Снять в Крыму, быстро, оперативно. Простой фильм про человеческие отношения. В принципе мы думали, что это будет такой проходной фильм.
— Проходной?
— В области большого кино. Такой быстрый должен был быть проект. А вот после него планировался уже сложный социальный фильм «Подробности взрыва», блокбастер такой. Но мы с «Шапито» стали глубоко разрабатывать тему и очень в нее погрузились. И в результате нам пришлось сделать то, что получилось: четыре отдельные истории, каждая глубоко проработана, и у них у всех есть общая структура, общий стержень, они такой сложнопереплетенной формы. И этот проект для нас стал более важным, сложным, интересным и отнял, соответственно, много времени.
— И идет он тоже довольно долго — три с половиной часа. Не боялись отпугнуть зрителя таким длинным фильмом?
—
"Какая разница, какой длины фильм?"
— То есть зритель будет приходить сразу на два сеанса?
— Да, и на разных сеансах будут идти разные истории. Или они будут идти в разные дни. Или в разных соседних кинотеатрах. Мы хотим, чтобы все было странно. Странное и непонятное кино. Странный прокат. Это будет аттракцион похлеще «Аватара», я хочу сказать! (Смеется.) Форма проката необычная: никогда такого не было, чтобы выходило два фильма сразу. Это, по сути, прокат сериала. Только одновременно. Франшизы существуют, но фильмы выходят раз в год или два. А мы выпускаем одновременно. Для зрителя это классно: ему же нужно
— И сразу выделились эти четыре истории — «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество»?
— Сначала все было
— Действительно, звучит как песня! У вас вокруг фильма было много интересных акций, подогревающих интерес. Даже завели в ЖЖ дневник того самого Киберстранника из новеллы «Любовь».
— Нам очень важно было, чтобы это был объемный продукт, чтобы в нем была мифология, чтобы фильм не ограничивался рамками экрана. И мы поэтому для героев, которые существуют внутри фильма, придумывали активности в реальном мире. Попов и Никита, который играет сына Мамонова, — мы им придумали
— Вы ездили с
— Обсуждение везде похожее. А на «Текстуре» зрителям
Вообще же есть люди, которые яростно обожают «Пыль», прямо до фанатизма. Они вот считают, что
Мне тоже самому не до конца было понятно, что получилось. Пока делал, меня бросало все время из крайности в крайность: то казалось, что это вообще
"Полтора года мы проводили кастинг"
— И на западные фестивали вас после ММКФ звали, наверное?
— Звали на какие-то, но не на крупные. Приходилось отказываться, чтобы сделать зарубежную премьеру на
— В
— С любовью, конечно. Это ведь все мы, в каждом из них есть
— И есть ли самый любимый?
— Любимый наш герой — это второстепенный персонаж в картине. Маслаев. Он там говорит: «Ой, как страшно». Это главный. Он умер два года назад. Он для нас образец настоящего современного художника, который в 70 лет был как
Нам вообще с актерами повезло: все очень хорошие. И мы очень долго их искали. Полтора года проводили кастинг. Богдана — он играет пионера — мы нашли вообще в последний момент. На эту роль невозможно было никого найти. У нас все актеры на пробах произносили монолог «Гамлета». Это очень смешно. Хлебников попросил пробы посмотреть и очень ржал. Говорит, можно отдельный
— Да, и издавать отдельно.
— Непонятно, правда, зачем. (Смеется.) С Богданом тоже до конца не было понятно, а потом мы посмотрели его в спектакле у Погребничко и поняли, что это то, что нужно. Вообще это очень хороший театр. Наверное, самый лучший.
— А вы каких героев в кино предпочитаете?
— Сложно сказать, надо думать. Мне нравятся, конечно, аутсайдеры, но они всем нравятся. Они полезны для выживания вида. Они живут, действуют успешно в рамках
— В
— Было ощущение, что мы должны снять очень эмоциональный фильм. Чтобы было такое прямо бесстыдство. Мы решили, что, естественно, одной музыки нам мало, нужны песни. Мы не могли себе представить, как это сделать, потому что хронометраж был ограничен, и мы даже не позволяли себе об этом думать. Мы только думали о том, как все сократить. Сокращали, сокращали, уже от историй ничего не осталось. А когда обсуждали с возможными инвесторами проект, я предложил сделать кроме фильма еще и сериал, чтобы спасти все, что было задумано изначально. А продюсер сказал, что для сериала хронометража не хватает, и мы резко поняли, что вот он, наш звездный час! Мы знали, чем его наполнить. (Смеется.)
— Я вижу, у вас в студии есть эти гипнотизирующие столы из шатра «Шапито». Их, наверное, специально для фильма делали?
— Да, столы мы делали специально. Дело в том, что по нашей задумке интерьер Шапито — это продукт режиссера Шапито, Шпагина. Мы так это себе представляли. Это его эстетика. Суть в чем: ему просто дали поставить шоу двойников, которое должно тупо зарабатывать деньги в Крыму. А он человек амбициозный, разбирающийся в культуре, мечтает состояться в театре и в кино, и ему было важно, зацепившись за любую фигню, реализовать свои амбиции. Поэтому он все представление насытил грандиозными метафорами, а само шоу превратилось в «мистический гипнозис» — это название можно увидеть на афишах внутри фильма. Он представлял себе, что это пространство будет гипнотически воздействовать на зрителя, погрузит его в некий мистический транс. И человек выйдет наружу с измененным сознанием. Режиссера Шпагина у нас играет реальный Александр Шпагин, известный кинокритик.
"Мне нравятся аутсайдеры, они полезны для выживания вида"
— Но потом Шапито сгорает…
— Это очистительный огонь. Герои проходят в каждой из новелл все: огонь, воду, медные трубы.
— Есть в «Шапито» такой момент, когда сын спрашивает отца про Михалкова: «Как он мог так опуститься?» — а отец его осаживает. Вы Михалкова выбрали за то, что это такой популярный в интернете объект для нападок?
— Это было пустое место. Мы не знали, кто из режиссеров его займет. В сценарии постоянно имя менялось, и последним был Герман. С фильмом «Трудно быть богом». Нам было по большому счету все равно, за счет кого сын приподнимется. Никого более адекватного этой ситуации, чем Михалков, когда мы монтировали, не было. Так что мы это уже фактически на озвучке сделали.
— Вы зрителя «Шапито» себе как представляете?
— «Шапито» для всех людей доброй воли. Это жизнеутверждающее кино для тех, кто находится в душевном расстройстве. Это музыкальный фильм, в котором много песен, и они все хиты. Такого уже лет сто не было, чтобы в художественном фильме пели песни, похожие на песни. И непонятно, когда еще будет. Так что это большая редкость. Многие радуются от того, что «Шапито» похоже на старое советское кино.
— То есть вы
— Мы не ассоциируем себя с ними. Но в советском кинематографе было очень много хороших картин — сложных, смешных, умных, правильных. Это фильмы, которые снимали Данелия, Быков, Рязанов, Гайдай. Никто не говорит, что сейчас нужны такие же фильмы. Но та ниша, которую они занимали — а для таких фильмов у зрителя есть в голове специальная полка, — пуста на сегодняшний день. И мы туда можем эту свою фигню положить. (Смеется.) По крайней мере предложить. Мне самому не хватает таких фильмов, я бы их с удовольствием смотрел.
— И современное российское кино вам тоже не очень близко?
— Есть группа «Алибастер» в Питере, которая делает независимые
— У вас и в «Пыли», и в
— У нас был такой опыт, когда мы еще работали на «До 16 и старше». Нас отправили в командировку на фестиваль детей с ограниченными возможностями. То есть они плавали на корабле по Волге по разным городам и там, в этих городах, выступали с концертами. И мы с ними плавали все эти полмесяца, это был очень интересный опыт. Мы с ними передружились.
Это было очень странное путешествие: у меня было ощущение, что мы на
"У меня было ощущение, что мы на какой-то космической станции"
— То есть они все профессиональные актеры?
— Да, когда мы снимали «Пыль», они были на третьем или на четвертом курсе. В «Пыли» снимался полностью курс глухих. Сейчас они уже закончили учиться, а Леша Знаменский, который в «Пыли» поет «Перемен» и является главным героем новеллы «Дружба» в
— Вы в одном интервью сказали, что интересно заниматься тем, о чем не имеете представления.
— Есть области, которые неизвестно как устроены. И ты как бы не имеешь права ими заниматься. Интерес возникает от того, что существует очень большое сопротивление материала. Тебе интересно преодолеть, разобраться, как это устроено, а когда уже все понятно, то становится не так интересно.
— Так что же будет, когда с кино станет все понятно?
— Может быть, на смену придут
— Мне уже очень нравится.
— История связана с апокалипсисом. Еще один сериал готический, один — гангстерский. Еще много идей. Мне нравятся современные американские сериалы, но мы будем
— А Мамонова опять позовете?
— Мы хотим его в гангстерском сериале задействовать. Он сам давно мечтает сняться в гангстерском фильме, где никого не жалко, где все погибают, и главный герой тоже погибает. Он очень любит экзистенциальные нуары. И он все время мечтает сыграть такого картонного, настоящего героя нуара. У нас будет, наверное, не нуар
— А про современные политические страсти нет желания сделать сериал?
— Я думаю, есть кому. И без нас. У нас, правда, есть задумка сериала «Подробности». Про журналиста. Он может быть
— И где будут эти сериалы выходить?
— Мы пока сотрудничаем с каналом СТС, который заинтересован в
— Я знаю, вы интересуетесь краудфандингом. Получается, если с телеканалами не выйдет, то будете реализовывать своими силами с помощью народных инвестиций?
— Вот мы об этом и думаем. И все, что нам не удастся продвинуть каналам — а возможно, мы ничего не продадим ни на какой канал, — мы попробуем запустить с помощью краудфандинга. Система у нас уже есть, но мы никак не можем ее включить, потому что не можем туда ничего интересного и живого внести, не хватает времени.
— Система — это тот самый «Напарапет», о котором вы уже рассказывали в нескольких интервью?
— Да, «Напарапет» мы изобретали к «Шапито». Мы считаем, что это очень важный и прорывной проект. Не знаю, хватит ли у нас сил на него. Это социальная сеть, построенная на краудфандинге. Человек, который
"Сейчас вся творческая общественность занимается протестами"
— То есть получается такой необычный вид меценатства?
— Это не благотворительность, а именно инвестиции. Есть даже
Это особенно актуально для сфер, где непонятно вообще, откуда брать финансирование. Независимое российское кино сейчас возможно только за счет государства. То есть возникает парадокс: самое независимое кино снимается на государственные деньги. Потому что эти деньги можно не возвращать, и это кино никем не контролируется, нет продюсерского диктата, поэтому оно независимое. И авторы могут реализовать свою авторскую позицию. Но в кино никто на него не пойдет, потому что якобы у этих фильмов очень ограничена аудитория. И если государство перестанет поддерживать такую деятельность, то получается независимое кино должно исчезнуть. А на самом деле людей, которые бы хотели его смотреть, довольно много. Просто эти люди так устроены, что большинство действительно не ходит в кино. Они пользуются торрентами. Это нормальная практика, они к этому привыкли. А многие не ходят в кинотеатр, потому что они, возможно, просто не любят социальное общение, не хотят сидеть с
— Но как же контролировать круг тех, кто будет просить на свои проекты деньги? Вдруг у них не будет вдохновения, и они ничего не создадут?
— Все строится на доверии. Ты помогаешь тому, кому ты доверяешь, кого ты знаешь. Обычно выкладывается видеоролик, где человек представляется, говорит, кто он такой, и объясняет, что ему необходимо
Эта система решает раз и навсегда проблему пиратства. Потому что за пиратство, получается, будут, наоборот, доплачивать, так как по своей сути пираты — это люди, которые популяризируют продукт, занимаются его рекламой. Существует экономика внимания: чем больше людей знакомы с твоим продуктом, тем больше у тебя потенциальных инвесторов, готовых вложиться в твой следующий проект. Экономика разворачивается задом наперед. И выгодно, чтобы все было доступно. Как только фильм готов и его не стыдно показывать, он должен быть везде распространен. Те, кому интересно посмотреть в кинотеатре, все равно отправятся в кинотеатр, так как ценят культуру потребления и социальный опыт, а остальные будут участвовать в экономике на подготовительных этапах. И это будет интересный и справедливый мир.