Однако настоящую известность ему
За картину «Трясина» по одноименному роману Арнальдура Ингридасона (в американском варианте — «Jar City») Кормакур получил «Хрустальный глобус» в Карловых Варах на фестивале 2007 года.
В мировой прокат выходит новый фильм исландского режиссера «Контрабанда», снятый на основе ленты 2008-го
— Тут надо начинать с самого начала, — смеется режиссер в ответ на вопрос КиноПоиска о том, зачем переснимать то, что было хорошо и в оригинальном виде. — Когда я
Я помню, что еще тогда у меня была мысль о том, что такой фильм имеет смысл сделать в Америке, где криминальный мир куда обширнее и богаче, чем наш. (Смеется.) К тому же фильм на английском языке имеет значительно большую аудиторию, чем на островном языке крошечной страны. Вдобавок у этой истории был потенциал показать ту часть криминального мира, которая прежде в кино не была представлена. Чем больше я думал об этом, тем интереснее мне казалась эта мысль. Тут надо заметить, что после моего фильма «101 Рейкьявик» я стал получать предложения из Штатов сделать тот или иной проект. Но ты же понимаешь, что предлагают обычно малоизвестному режиссеру: ужастики всякие, нелепости, то, что уважающий себя режиссер вряд ли захочет сделать. Я находил поводы отказаться, но потом меня осенила мысль: а что если сделать
"Меня осенила мысль: а что если сделать „Рейкьявик — Роттердам“ в Штатах, но немного иначе"
Потом все было уже просто. Мы обсуждали, кто из больших актеров мог бы быть привязан к этому проекту, чтобы придать ему кассовый вес. (Смеется.) Первым делом мой агент предложил Мэтта Дэймона или Марка Уолберга. Я сразу же ухватился за Уолберга —— К Марку мы еще вернемся, но хотелось бы
— Контейнеры! И все, что можно провезти контрабандой с их помощью. Знаешь, есть такой документальный фильм «Коробка, которая изменила мир», где рассказывается о том, как появилась идея использовать контейнеры, что происходило дальше и как развивалось их использование в
— Теперь давай поговорим о Марке. Ты знал, что у него самого было «темное прошлое»?
—
Мне нравится работать с актерами, которые могут дополнить образ своим собственным опытом, которые принимают близко к сердцу то, что происходит с их героем. Как продюсер Марк очень заботлив. У меня была ситуация с другими продюсерами, когда мы не сошлись во мнениях относительно размеров корабля, который я хотел снимать. Они хотели арендовать небольшое судно, но для меня было важно получить достаточно большой грузовой корабль, чтобы там было легче провести махинацию, задуманную героями. Представь, Марк меня в этом поддержал, убедив других в необходимости сделать именно так, как я считаю нужным.
"Мне нравится работать с актерами, которые могут дополнить образ своим опытом"
Да и в мелочах он всегда очень предупредителен и заботлив. С таким человеком работать вместе — это одно удовольствие, не говоря уже о его актерских качествах. Марк очень легко импровизирует, причем не в ущерб сцене, а дополняя ее— Относительно героя Марка более или менее понятно: парень завязал с криминалом и пытается наладить жизнь. Марку это знакомо. А по поводу остальных что ты можешь сказать? Насколько они отличаются от тех персонажей, что были в первом фильме?
— Когда я начал думать о сценарии фильма для студии, я сразу же отбросил оригинальную версию, несмотря на то, что фильм мне был дорог и важен. Оставив главное (контрабанда с использованием грузовых контейнеров), я подумал, что герои у меня должны быть немного другими.
Кстати, не меньше комплиментов я мог бы сказать и о Джованни Рибизи. Первая наша личная встреча произошла, когда он появился у нас для проб на роль Дэнни Реймера, одного из друзей Криса, вовлеченных в контрабанду. Мы поговорили, Джованни произвел на меня очень большое впечатление, я подумал, что он может куда больше, чем я ему предлагаю. Знаешь, в оригинальном фильме парня, который в американском варианте стал Тимом Бриггсом, играет такой тяжелый актер, огромный мужик. Мне показалось интересным заменить его на маленького и, казалось бы, вовсе не страшного Джованни. (Смеется.) Но Джованни умеет быть страшным, как оказалось. Он добавил много интересных деталей в характер, даже человеческий аспект, уязвимость, что в
— А у тебя не было соблазна самому сыграть главную роль?
— (Смеется.) Соблазн есть всегда, если ты в душе актер! Но я сумел противостоять ему. Ты знаешь, как актер я лучше работаю под
"Как оказалось, Джованни Рибизи умеет быть страшным"
— То есть ты такой актерский режиссер и даешь им абсолютную свободу на площадке?
— Ну, я бы не сказал, что абсолютную свободу. Свободу — да, но в определенных рамках. Не предложу сымпровизировать сцену, но предложить импровизацию в рамках сцены, которую я должен снимать, — пожалуйста, это я приветствую. Мне нравится, когда актеры привносят в работу
— Насколько я понимаю, ты снимал в Панаме. Некоторые страны имеют довольно специфичные требования к съемкам на их территории, опасаясь быть показанными в плохом свете. Как вы получили разрешение на съемки в Панаме, были ли у вас
— Я думаю, что Панама, как и другие страны, вполне лояльно относится к съемках на ее территории, потому что это, как ты знаешь, приносит деньги. Финансовая заинтересованность всегда помогает в решении многих вопросов. Может быть, потому что у Панамы уже есть опыт работы с большими голливудскими фильмами, такими как «Квант милосердия», например. Не то чтобы я сравниваю наш фильм по масштабам с этой картиной, но в целом отношение к нам было очень хорошим. Мы получили разрешение снимать в тех местах, которые мы запрашивали. Никаких препятствий нам не ставили. Мы снимали в панамском порту, что само по себе большое дело, но показать его в хорошем свете было бы сложно. Ты же понимаешь, когда снимается фильм о криминальном мире, ты должен быть в местах, которые выглядят так, что там может совершиться любое преступление. Даже в моей стране, Исландии, когда ты снимаешь фильм о преступниках, то показываешь такие места, куда туристам лучше не заглядывать. Я помню, что меня даже обвиняли в массовом убийстве туризма на нашем острове. (Смеется.) Но я всего лишь хотел оставаться правдивым и показать жизнь так, как она выглядит на самом деле в подобных местах.
"Меня обвиняли в массовом убийстве туризма Исландии"
Панама — это совсем не рай на земле, мы все это знаем. Там есть свои темные стороны, как, наверное, и в любой другой стране в мире. В порту Панамы огромное количество контейнеров, там происходит невероятное количество преступлений именно по контрабанде самых разных товаров. Причем сделать это поразительно просто. В нашем фильме, кстати, мы слегка усложнили процесс, хотя на самом деле спрятать в этих контейнерах можно все, что вам только угодно, и проверить их все нереально. Единственное, что они могу проверить, так это наличие радиоактивных элементов. Все остальное невозможно. Слишком много контейнеров, слишком мало охраны. Быть пойманным в панамском порту на контрабанде почти невозможно, настолько там огромный оборот этих контейнеров. Они стараются контролировать, конечно, но пока это проблема номер один. Для меня оказалось удивительным то, что нам удалось снять там куда больше материала, чем мы рассчитывали. То есть чем рассчитывали наши продюсеры. И, хотя у нас было очень мало времени, нам удалось здорово там поработать.
— Почему ты выбрал Новый Орлеан для дальнейших съемок?
— Хороший вопрос, хотя ты знаешь, конечно, что большинство студийных фильмов снимается в других штатах по финансовым соображениям, но я отвечу на этот вопрос так. Разумеется, продюсеры учитывали стоимость производства и разные финансовые стимулы, которые предлагают другие штаты. Но лично мне нравилась идея поместить действие фильма в Новый Орлеан, где течет Миссисипи, где множество грузов переправляется вниз и вверх по течению, в том числе и контрабанда. У этой реки великолепная история. Я много читал об этом. Мне хотелось показать этот город не таким, как его привыкли видеть на экране. Обычно показывают яркий солнечный город, дома с белыми колоннами, французский квартал. Ничего этого нет в нашем фильме. Наш Новый Орлеан — город индустриальный,
— Ты практически вырос у моря. Какие у тебя с ним взаимоотношения?
— Да, вырос в окружении морем со всех сторон. (Смеется.) Исландия — остров, знаешь ли. От нас до Европы так же далеко, как и до Америки. Самое нелепое место для страны. И кому только пришло в голову основать там целое государство? Сумасшедшим людям, а не иначе. Я люблю море. Как и все практически в моей стране, я рос и воспитывался с учетом морского окружения. В юности я занимался парусным спортом и даже был членом команды, которая должна была участвовать в Олимпийских играх, но страсть к искусству пересилила, мне пришлось оставить спорт и всерьез заняться своим образованием.
— Вы с Марком затеваете новый проект. Можешь о нем
— Могу, но очень немного. Это будет фильм под названием 2 Guns. Это проект Марка Платта, который был продюсером «Драйва». Universal тоже связана с этим проектом. Мы сейчас в процессе кастинга основных ролей. Если те актеры, которых мы наметили, дадут согласие работать с нами, то фильм будет запущен в производство довольно скоро. Больше этого сказать не могу, нечего пока говорить. Кроме этого, я работаю с Working Title. У меня с ними в разработке два проекта. Первый — «Викинги» — это фильм, сценарий которого я написал, второй, «Эверест» — о событиях 1996 года, когда на вершине случилось несчастье и погибли люди. Надеюсь, что у нас будет возможность поговорить об этих проектах подробнее со временем.
КиноПоиск согласен с тем, что обсуждать еще не начатые проекты рановато, но мы взяли слово с Бальтасара, что обязательно встретимся еще и узнаем, как идут дела. В течение всего разговора было видно невооруженным глазом, какое удовольствие доставляет режиссеру рассказ о его новом фильме, как искренне он увлечен темой и верит в успех картины. Такой энтузиазм можно встретить только у людей, которые действительно увлечены своим делом.