Главная Кино-Интервью Нью-Йоркская академия киноискусства: Как начать писать сценарий

Нью-Йоркская академия киноискусства: Как начать писать сценарий

E-mail Печать PDF
В апреле этого года КиноПоиск уже знакомил своих пользователей с NYFA — Нью-Йоркской академией киноискусств. В этом учреждении, основанном в 1992 году, желающие могут обучаться по специальностям «кинорежиссура», «кинооператор», «режиссура документального кино», «режиссура цифрового кино», «актер кино», «актер мюзикла», «сценарист», «продюсер кино и ТВ», «журналистика», «3D-анимация». Основная образовательная линия киноакадемии — погружение студентов в процесс кинопроизводства, предоставление определенной независимости в работе над проектами. Впервые Нью-Йоркская академия киноискусства проводила в Москве свои курсы осенью 2009 года.

Этой осенью в октябре Нью-Йоркская академия киноискусства совместно с Высшей Школой Журналистики НИУ ВШЭ будет вновь представлять свои программы в российской столице — курсы продюсерской и сценарной мастерских.

Обучаясь в данных мастерских студенты смогут получить знания по следующим направлениям: продюсирование телевизионных и художественных фильмов, американская система продюсирования кино- и ТВ-проектов, современные концепции написания сценария и питчинг, создание сценариев в разных жанрах, создание сценария полнометражного фильма, сценарное мастерство для анимационных фильмов.

КиноПоиск пообщался с преподавателями школы Полом Брауном, Лидией Седроне и Гилбертом Шилтоном и узнал, каково работать с российскими студентами и что собой представляет американская киношкола.

— У вас колоссальный опыт в киноиндустрии. Но далеко не все готовы делиться им с другими. Почему вы приняли такое решение?

Лидия: Дело в том, что американская школа кино и телевидения вызывает большой интерес во всем мире, и благодаря этому у Нью-Йоркской академии появилась возможность открыть свой филиал в Москве. Мне предоставили такую уникальную возможность поделиться своим опытом с людьми, которые связаны с кино здесь, в России, а также на постсоветском пространстве. Это уже мой третий приезд сюда, и могу сказать, что энтузиазм студентов поражает. Я вижу огромное желание перенять американский опыт… Не знаю, всегда ли это хорошо — внедрение нашей системы, но она признана во всем мире. И здесь есть профессионалы, которые хотят вести бизнес на международном уровне, и это вдохновляет.



Пол: В процессе обучения мы наблюдаем заметную эволюцию наших студентов. Мы работаем с ними, а спустя шесть месяцев возвращаемся в Москву и видим доработанные проекты некоторых из них. Думаю, у нас всех схожий опыт. Очень трогательно видеть, с каким рвением студенты готовы учиться чему-то новому. Они учатся у нас, а затем используют эту информацию при работе здесь, в Москве. Один из проектов — короткометражный фильм — может, на мой взгляд, претендовать на высшие кинонаграды. Он потрясающий. И поэтому мы относимся очень серьезно к преподаванию здесь, в Москве. Видеть, как твои знания интегрируют профессионалы из России в свои фильмы… Думаю, что не совру, сказав за всех нас, что мы с огромным желанием возвращаемся сюда снова и снова.

Лидия: Очень хорошо продуман курс обучения: в течение двух недель мы готовим с каждым из студентов проект. Они используют тот опыт, которым мы делимся, чтобы создать презентацию для студии и представить свой проект — будь то полнометражная лента, или ТВ-шоу, или сериал. Они присылают свои работы мне в Лос-Анджелес уже после прохождения курса. Будучи здесь в третий раз, я не перестаю удивляться тому, сколько труда они вкладывают в свои работы даже после окончания курса. Мало того что их идеи интересны сами по себе, они еще и вполне реализуемы и перспективны. И я уверена, что такие проекты могут заинтересовать продюсеров из Лос-Анджелеса.

— Какие-то проекты ваших студентов уже заинтересовали продюсеров?

Лидия: Так далеко мы еще не заходили. Проекты еще в разработке — мне присылают материалы, и я вношу свои правки и комментарии. Причем все замечания, как правило, на высоком уровне. Потому что все истории очень детально проработаны, но нуждаются в доработке. Некоторые проекты имеют все шансы на то, чтобы быть запущенными. Особенно те, которые рассчитаны на Россию и страны СНГ. Я жду с нетерпением, чтобы увидеть, что будет через год. Очень много труда было вложено в эти проекты.

Гилберт: Как режиссер я в первую очередь заметил желание студентов понять, в чем секрет американской школы, что делает ее столь универсальной для всего мира. И они все понимают, что они не менее талантливы, умны и креативны, чем другие. А потому хотят творить на международном уровне. Не знаю, что такое мы изобрели в Америке, для того чтобы изобрести универсальность повествования. Возможно, способ рассказывать истории, которые понятны и близки людям по всему миру — вне зависимости от языка и национальности.

"Продюсеры не могут работать с обществом в целом. Дайте им героя"


— Можете рассказать о сценарии, который вас большего всего удивил, потряс?

Лидия: Не хотелось бы выделять кого-то. Могу сказать про общее впечатление. За две недели студенты должны подготовить выступление на питчинге, а это требует серьезной подготовки. Это впечатляет, потому что в Лос-Анджелесе этот процесс может занимать год, а то и два. И еще очень важно то, что все они рассказывают истории, которые лично для них очень важны.

Гилберт: И еще студенты очень любознательны и готовы впитать все, чему мы их учим. Не то чтобы наши знания — это истина в высшей инстанции, но все же на троих у нас наберется лет сто опыта, и очень трудно уместить его в двухнедельный срок. Но они, как губки, впитывают все, чем мы можем поделиться.

— Есть ли среди историй какая-то закономерность, истинно русский подход? Или они все разные?

Пол: Я заметил, что часто истории затрагивают социальные проблемы. И многие студенты приходили ко мне и говорили о проблемах общества, на что я отвечал: «Как продюсер я не могу работать с обществом, не могу его преобразовать. Дайте мне героя». И они стараются найти конфликт между людьми, сделать историю более личной. Пожалуй, это и отличает американский подход от русского. Но как только они понимают, что в центре истории должен быть герой со своими проблемами, с конфликтом, моментально их история преображается и становится более мощной.



Лидия: Главная наша цель — ориентация на продюсеров. Мы учим студентов, как создать проект, который они смогут продать. Если бы искали просто хорошую историю, то приоритеты были бы другими, мы были бы более гибкими. Но в данном случае мы всегда должны задаваться вопросами: окупится ли этот проект? Можно ли рассказать эту историю так, чтобы зрители захотели смотреть ее? И из-за этого возникают барьеры и преграды. К примеру, у вас есть история, и вы ищете на нее 2 млн долларов. Но на самом деле на этот проект двух миллионов будет недостаточно. Это очень по-американски — подходить к проекту с этой стороны.

Пол: Я приведу пример для наглядности. Есть один студент из Грузии, который хотел рассказать историю своей страны. В процессе нашего разговора выяснилось, что его дедушка провел 10 лет в тюрьме. Из его рассказа я понял, что во многом его история опирается на отношения с дедушкой, на его опыт. И тесно связана с историей Грузии и конфликтом, о котором он хотел снимать. И я предложил ему сделать акцент на его отношениях с дедушкой. Такой проект вполне имеет будущее. И у него глаза загорелись. Потому что у него появилась история, которую можно рассказать и которая будет интересна зрителю.

Лидия: Это мы и пытаемся объяснить. Должно быть что-то, что найдет отклик у зрителя. Любой человек поймет такую историю, потому что у всех нас есть бабушки и дедушки. И это понимание поднимает историю на новый уровень.

Пол: Вот пример того, как можно сделать проект финансово выгодным. Мы облекаем сюжет простой историей, которая понятна и близка зрителю.

"Всегда нужно задаваться вопросом: Можно ли рассказать эту историю так, чтобы зрители захотели посмотреть ее?"


Гилберт: Если позволите, я бы хотел процитировать одного из ваших бывших лидеров — Иосифа Сталина, возможно, не очень любимую, но яркую фигуру в истории.

Пол: Да уж, его не сильно любили…

Гилберт: Он как-то сказал, что смерть тысяч — это катастрофа, а смерть одного — трагедия. Так вот в драме трагедия намного эффективнее, чем катастрофа. Трагедия всегда найдет больший отклик у аудитории.

— У студентов много интересных идей, но как нужно презентовать их, чтобы студия заинтересовалась? В чем секрет?

Лидия: Дело в том, что многие наши студенты уже имеют опыт в киноиндустрии здесь, в России. Но они хотят научиться более универсальному способу снимать кино, которым как раз отличается американская школа. Поначалу многие из них видят мало вариантов для осуществления своего проекта. Но при этом стремятся работать независимо. А в Штатах индустрия независимого кино очень влиятельная. И схема, по которой работает независимый продюсер, не зависит от страны. Все хотят зарабатывать деньги, все ищут интересный материал, всем нужен дистрибьютор. И студенты готовы учиться этому, узнавать индустрию и ее законы, чтобы продвинуть свой проект. И как рынок они рассматривают не только Россию и СНГ, но и европейские страны. Они ищут возможные варианты дистрибуции их проекта. Именно так работают в Америке и с независимыми, и со студийными проектами. Об этом мы тоже рассказываем нашим студентам. Конечно, некоторые из них используют и свой опыт — те, кто связан с кино и работал уже над какими-то проектами. У них есть связи, есть опыт работы на телевидении и непосредственно в производстве. Не все из них хотят уехать в Штаты и там продюсировать проекты, многие стремятся адаптировать полученный опыт здесь, в России.



Пол: Я бы еще хотел отметить один момент. Например, студент пишет сценарий для экшн-фильма. Мы делаем акцент на то, чтобы в истории были хорошо проработаны характеры героев и сама история. В качестве примера можно привести «Идентификацию Борна», где присутствует глубокая история. Мы не учим делать голливудское кино. Мы вдохновляем студентов на написание сценариев, которые в дальнейшем смогут стать успешными. А успех фильма зависит от истории. Причем неважно, к какому жанру относится фильм — экшн это, драма или семейное кино. Главное — это история. Именно при наличии таковой будет отклик у зрителя. Мы стараемся научить лучшему, что есть в Голливуде, а не худшему.

— Если есть история в голове, как начать писать?

Пол: Мы учим студентов разным моделям, которые обладают определенными принципами: кульминация, накал событий, раскрутка сюжетной линии. Как правило, по этим правилам построено большинство фильмов. К примеру, в семейной драме кульминация фильма — это, как правило, конфликт между отцом и сыном. Есть модели, которые можно заметить в кино, ТВ-шоу, сериалах. И ты их используешь для своей истории, создаешь архитектуру.

Лидия: В этой связи хочу добавить, что многие американские сценаристы ссылаются на специальную литературу, в которой как раз описаны эти принципы. И главное для хорошего продюсера — это не только найти отличную историю, а найти человека, который сделает из этого сценарий. Совершенно необязательно, чтобы сценарист и автор идеи были бы одним и тем же человеком. Главное — это совместные усилия и взаимопонимание творческой группы. Часто работа хорошего режиссера, продюсера и сценариста дает лучший результат, чем если бы этим всем занимался один человек.

"Нужно запастись терпением и мужеством, чтобы принимать критику и осознавать, к чему нужно прислушаться, а к чему нет"


— Многие не очень понимают, чем в принципе занимаются продюсеры. Можете рассказать об этом более подробно?

Пол: В первую очередь нужно различать продюсеров на телевидении и в кино. Как правило, создатель сериала или шоу выступает и как исполнительный продюсер. Он нанимает других продюсеров, вернее, сценаристов. И если они хорошо выполняют свою работу, то становятся и продюсерами.

— Если у тебя есть идея, но никто за нее не берется, ни одна студия, стоит ли за нее цепляться? Или, может, лучше начать что-то новое, забросить ее?


Лидия: Такое решение человек должен принимать сам. Нужно запастись терпением и мужеством, чтобы принимать критику и осознавать, к чему нужно прислушаться, а к чему нет. Когда ты представляешь проект студии и получаешь отказ, тут все зависит от твоей реакции. Если слышать «нет» для тебя слишком тяжело, то, возможно, лучше взяться за что-нибудь другое.

Пол: Я, к примеру, пишу один сценарий уже 15 лет. И до недавнего времени я думал, что никогда его не закончу. А 10 лет назад я был уверен, что доведу его до конца. А теперь я рад, что тогда его не закончил. Потому что он не был готов. Я отложил его в ящик, и за эти 12 лет набрался опыта и теперь могу его завершить. Теперь он стал намного лучше. Ключ к успеху — это страсть к тому, что ты делаешь. Никогда нельзя останавливаться в творчестве, нужно всегда развиваться и совершенствоваться.