Главная Кино-Интервью «Офицеры»: Интервью с Игорем Лопатенком

«Офицеры»: Интервью с Игорем Лопатенком

E-mail Печать PDF
В ноябре компания «Формула цвета» выпустила на DVD полнокрасочную версию классической военной драмы «Офицеры», на колоризацию которой ушло четыре месяца. КиноПоиск организовал для своих читателей онлайн-конференцию с руководителем процесса восстановления лент Игорем Лопатенком. В этом интервью пользователи могут ознакомиться с ее результатами.

Что сложнее всего окрашивать: фон, форму, лица, здания, интерьеры, природу? Насколько вы следуете историческим сведениям при окраске, например, зданий? Ведется ли работа в архивах?


— Спасибо всем, кому понравились наши работы! Мы старались, и кино ведь очень хорошее! Отвечая на вопрос: самым сложным объектом для колоризации являются лица актеров и волосы блондинок. Сначала про лица. Человеческая кожа, особенно на лице, — это как многослойное зеркало с внутренней подсветкой. Волосы блондинок — малейший оттенок, и уже или рыжие, или русалки с зелеными волосами. На наше счастье, мы умеем с этим справляться. Что касается исторической достоверности, мы наверняка самые щепетильные исследователи в плане достоверных цветов. И таких ляпов, как синие глаза у всех актеров, включая Фаину Раневскую в колоризированной «Золушке», у нас вы никогда не увидите. Интересно то, что в сети возможно (при умении и настойчивости) найти практически все. 85 % цветовых референсов наш исследовательский департамент находит в сети, остальное — предмет конкретных поисков в архивах и среди очевидцев. Это как детектив, где надо реконструировать все до малейших деталей.

— Что вас побудило заняться колоризацией фильмов? Был ли это чей-то заказ или же просто интересная идея по инвестированию?

— Колоризацией я увлекся потому, что, будучи продюсером кино, я еще увлекаюсь аэробатикой — спортивным пилотажем. И знаю о том, что Леонид Быков хотел снять фильм «В бой идут одни старики!» в цвете и не получил от студии Довженко цветную пленку. Он был вынужден снимать в черно-белом (как он сам говорил: «Красивое, цветное кино о любви на войне с песнями и шутками»). Я решил восстановить справедливость и дать зрителю возможность увидеть великое произведение маэстро в цвете. Зрителям это понравилось, нас поддержал Константин Эрнст и Первый канал, и мы продолжили — результат вы видите сами. Шесть картин за два года и два документальных проекта.

— Остается ли зрителям возможность выбирать, какой фильм смотреть — черно-белый или цветной вариант? Или черно-белый автоматически удаляется и придется смотреть цветной (на дисках, на ТВ и т.д.)?

— Конечно, выбор за зрителем. Мы восстанавливаем черно-белые ленты, и зритель может увидеть их без артефактов и царапин, со звуком 5.1 в разрешении HD.

— Откуда вы узнаете, какой и где именно цвет должен наносится?

— Это сложный, длительный и кропотливый поиск достоверных, исторических цветов и наши профессиональные навыки по цветовой компоновке кадра (как у операторов-постановщиков и художников).

— Скажите, есть ли куда приложить вам свой профессионализм вне сферы колоризации художественных произведений прошлых лет?


— Конечно, есть, смотрите мою фильмографию на IMDB, (там, правда, нет арта, короткого метра и заказных работ, а также того, что находится в девелоупменте). Мы совсем недавно закончили работать над 3D в картине Андрея Кончаловского «Щелкунчик» и сейчас заканчиваем потрясающий новый полнометражный анимационный проект с Александром Атанесяном «Последний человек Атлантиды». 5 января начинается зимняя часть съемок большой картины о Чернобыльской аварии (65 съемочных дней) «Земля забвения». Главную роль в этом фильме играет бесподобная и талантливейшая Ольга Куриленко. Кроме того, в следующем году мы снимаем ремейк «Подкидыша», сценарий для которого написали, по моему мнению, лучшие сценаристы России — Сергей и Марина Дяченко. В этом случае интрига в том, что действие картины происходит в Нью-Йорке, а кроме девочки потеряется в большом городе еще кое-кто.

— Игорь, подскажите, пожалуйста, были ли какие-то интересные детали, которые стали заметны только после раскрашивания фильма?

— Очень интересный вопрос! Во-первых, это, конечно, цветы. Когда Варавва знакомится с Любой, он дарит ей букетик цветов, привезенный из рейда за курбаши. В цвете особенно заметно, что цветы искусственные.С цветами в картине все достаточно запущено. Оставлю зрителям право найти и прокомментировать остальные ситуации с ними в «Офицерах». В финале фильма использованы кадры их другой картины — «Как закалялась сталь» режиссера Мащенко. Эпизод с конной атакой — изначально он был цветной — в фильме стал черно-белым, а в нашей версии снова превратился в цветной, но в другом цветовом решении. Знатоки могут сравнить. В целом после колоризации картина стала более теплой, герои (особенно девушки) более естественными, а цветная униформа, конечно, добавила офицерам шарма и мужественности.

— Как вы думаете, стоит ли все черно-белые фильмы колоризировать, или некоторые картины нужно оставить без изменений для сохранения ауры кинематографа того времени?


— Конечно, есть картины, которые цвет убьет, мы за них и не беремся: там пластика черно-белого изображения работает как режиссерский инструмент. Это практически весь Тарковский, «Летят журавли» Калатозова и пара других лент. Мы ведь люди из кино, а не из бизнеса, для нас работа с продуктом культуры — это еще и профессиональная этика.

— Немногие фильмы обходятся без ляпов (пусть часто довольно незначительных): отражение съемочной группы в зеркалах, посторонний предмет в кадре и т.п. Не возникает ли соблазна, как у правообладателя, такие вещи затирать, исправляя таким образом неловкость режиссера и оператора?

— По нашей технологии и в соответствии с нашими этическими нормами мы не в праве вмешиваться и исправлять ошибки создателей оригинала. Колоризация затрагивает только длины волн в определенных полигонами участках image и пока ограничена яркостью (luminance). Противоположный подход — цветные 17МВ — известно, к чему приводит. Придет 3D — мы добавим глубину, сведение, динамическое изменение межглазного расстояния, но мы не будем трогать картинку. Все будет пиксель в пиксель. Придут запахи, тактильные ощущения, эмоциональные проекции — мы опять добавим, но фильм останется тем же, которым его полюбили зрители. Однако рассказанным современным языком.

— С какими проблемами вы столкнулись при колоризации фильмов? Как вы думаете, как бы к колоризации отнеслись режиссеры этих фильмов? Как происходит колоризация (основные позиции)?


— Очень много времени занимает процесс оформления прав на переработку. Режиссеры только за. Как минимум — Эльдар Рязанов, Марлен Хуциев, Георгий Данелия. Про то, как происходит колоризация: есть такой снятый нами фильм — «Веселые ребята из Голливуда». Посмотрите, там все очень наглядно и подробно описано.

— На что вы прежде всего ориентируетесь при выборе фильма для колоризации: известность, популярность или год производства?

— Я продюсер кино, для меня это профессия. Популярность и возможность вернуть популярность (потенциал возврата в широкий ТВ-прокат) — основные критерии выбора картин для колоризации. Мы предпочитаем комедии и фильмы про войну, где много натурных съемок.

— Ко всем ли черно-белым фильмам применима эта технология?

— Нет, есть картины, которые по свето-теневым решениям сняты так, что их лучше не колоризировывать.

— Доходное ли это дело?

— Дело в меру доходное, вложения возвращаются в течении трех-пяти лет. Если бы не было пиратства — было бы на год быстрее.

— Получают ли авторы (их наследники) оригинальной версии фильма какую-нибудь часть от этой прибыли?


— Очень уж конкретные вопросы. Ну, да ладно, вкратце отвечу.Мы правообладатели цветных версий, права на черно-белые оригиналы принадлежат студиям, у которых мы приобретаем права на переработку. Бюджет колоризации — от полумиллиона до миллиона — зависит от стоимости прав и сложности картины. Окупается он в течении трех-пяти лет. Прибыль получают владельцы авторских имущественных прав (режиссеры, актеры и их наследники законом к таковым не относятся), то есть студии.

— Возможно ли провести колоризацию в домашних условиях?

— Это попробовали сделать на канале СТС в передаче «Галилео». Если серьезно делать, то нереально. Нужно минимум около миллиона человеко-часов работы компьютерных художников. Это под силу только студиям.

— У нас фильмы раскрашивают, а на Западе их конвертируют в 3D. Как вы считаете, войдет ли это в моду и у нас? Когда и какие фильмы могли бы через это пройти?

— Конечно, будем переводить в 3D бессмертную советскую классику — назовите это «золотой сотней советского кинематографа». Думаю, что зритель сможет увидеть эти картины в 3D-стерео в 2014 году, когда количество телевизоров, способных воспроизводить контент в стерео, достигнет хотя бы 10 % от общего количества ТВ в РФ. Где, как ни прискорбно, до сих пор более 10 % телевизоров черно-белые.

— Как вам удается раскрасить такое количество фильмов за такой короткий период? Что должно произойти, чтобы этот рекорд был побит?

— Мы очень любим свое дело, любим работать. И еще у нас самые лучшие в мире технологии и лауреат «Оскара» в команде — наш image producer Прайс Питчел, мой учитель и наставник. Бить рекорд пока некому. «Крупный план», с которым мы сотрудничаем, сделал за два года три картины, мы — семь в цвете и два в 3D.