Главная Кино-Интервью «Игла Remix»: Интервью с режиссером Рашидом Нугмановым

«Игла Remix»: Интервью с режиссером Рашидом Нугмановым

E-mail Печать PDF

Первая короткометражная работа Рашида Нугманова «Йя-Хха» вместе с «Роком» Алексея Учителя сейчас считается одним из важнейших кинодокументов, запечатлевших закулисье тогда все сильнее набиравшего обороты русского рока. Но основную популярность режиссеру принесла драма «Игла», вошедшая в число самых популярных советских фильмов 1989 года и окончательно утвердившая Виктора Цоя как одну из важнейших культурных фигур эпохи. На счету Нугманова еще и один из самых интересных образцов казахстанского кино 1990-х годов — лента «Дикий Восток», после которой постановщик на долгие годы завязал с кино, эмигрировав во Францию, а затем подался в политику. Однако нынешней осенью он представляет на суд зрителей свою новую работу. Хотя правильнее сказать, новую старую картину под названием «Игла Remix», являющуюся дополненной и несколько измененной версией легендарной «Иглы». КиноПоиск расспросил режиссера об этом действительно уникальном проекте.

— Вы столько лет не занимались кино. Почему решили вернуться именно сейчас и именно с «Иглой»?

— Это моя дань памяти другу. 20 лет Виктора Цоя нет с нами, а его по-прежнему помнят и любят. Появилось новое поколение поклонников, многие из которых родились после гибели Виктора. Они имеют полное право увидеть своего кумира на большом экране, как это довелось когда-то их старшим братьям и сестрам, а для кого-то — отцам и матерям. Я просто реализую это право.

— Сразу ли вам пришла в голову идея выпуска именно ремикса картины, а не режиссерской версии, например? И долго ли разрабатывался проект?


Сразу же по началу реставрации ленты и пришла, ведь все срезки, не вошедшие в картину, были уничтожены. Традиционная режиссерская версия была невозможна, и моим единственным способом выпустить расширенный вариант было перемонтирование фильма, дополнение его моими архивными материалами с Виктором из ленты «Йя-Хха», досъемками и графикой. И я тут же понял, что это не что иное, как ремикс — термин, еще с конца 1960-х знакомый в музыке, а в кино же он в новинку. Тем лучше! Будем первооткрывателями. Случилось это летом 2008 года. Сценарий я написал очень быстро, но нагрянувший кризис, подкосивший российский кинематограф, создал много проблем в виде бесконечных перебоев с финансированием. И все же я успел закончить фильм к поставленной дате.



Другой отечественный рок-герой, Егор Летов, как-то взял уже записанные им в 1990-х годах альбомы «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия» и в 2000-х годах пересвел их заново, дополнил новыми партиями, а после выпустил под названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть бытия». Причина была в том, что Летов спустя годы оказался не доволен записанным тогда материалом. Так вот, «Игла Remix» — это попытка только обновить историю или улучшить ее примерно похожим образом?


— Моей задачей было улучшение качества оригинального изображения и звука, а также дополнение сюжета новыми подробностями, но ни в коем случае не отмена старой версии. Два фильма призваны сосуществовать параллельно.

— А сильно ли повлияет на общее впечатление от «Ремикса» тот факт, что часть зрителей не смотрела оригинальную «Иглу»?

— Никак не повлияет. Это ведь не приквел и не сиквел. Оба фильма вполне законченные и самодостаточные. Можно смотреть их как по отдельности, так и вместе.

— Явно планируется релиз «Ремикса» на DVD. Будет ли выпущена на носителях и какая-нибудь новая, отреставрированная, «обычная» версия фильма?

— Разумеется! Оригинальная отреставрированная версия выйдет на DVD и Blu-ray. Планирую и коллекционный бокс, который включит обе версии, а также фильм «Йя-Хха» и разнообразные бонусы.

— А кроме досъемок, будут ли вставлены в фильм какие-нибудь сцены, которые не вошли в оригинальную версию?

— Вошли сцены с Цоем из «Йя-Ххи», которые сплавлены с досъемками. В них Спартак предлагает Моро сделку, которая и запускает всю историю в движение. Сцены же, для которых у меня не было материалов с Цоем, выполнены в графике группой цифровых художников Doping Pong. Для меня было неприемлемо заменять Виктора дублером.

— В записи обновленного саундтрека поучаствовала группа Messer Chups. Почему именно она?


Линия Спартака стала в «Ремиксе» чрезвычайно развитой, и мне было необходимо сопроводить ее соответствующим звукорядом. В оригинальной «Игле» эту функцию выполняла ретро-музыка Магомаева и Эдиты Пьехи, которая была полна ностальгического смысла для поколения 1980-х. Нынешней же молодежи она ничего не говорит. Я стал искать замену и по совету моего арт-директора Димы Мишенина послушал Messer Chups. Они попали в десятку.


— В записи саундтрека также поучаствовала и вновь собранная группа «Кино». Как далось такое сотрудничество?

— Легко и непринужденно, ведь мы остались друзьями, несмотря на годы и расстояния. По их совету к работе в студии присоединился замечательный музыкант и композитор Игорь Вдовин.


А как Петр Мамонов и Александр Баширов отнеслись к предложению поучаствовать в таком проекте и вновь примерить былые образы?


— С интересом. Мы с Башировым поступили во ВГИК в один год. Судьба свела нас на одном комбайне на сборе картошки еще до начала учебы. Там-то я и открыл в нем близкого друга и актера. С тех пор он участвовал чуть ли не во всех моих студенческих постановках, начиная с первой. Вместе мы открывали свой собственный стиль работы, построенный на импровизации, который потом применили в «Игле». Разумеется, нам было интересно продолжить его и в «Ремиксе».

— Для Петра роль Артура Юсуповича стала первой в кинематографе. «Ремикс» предложит зрителю ту же роль в его самом свежем исполнении. И я, и Петр относились к злодею «Иглы» как к неоднозначной личности. «Ремикс» предоставил нам замечательную возможность слегка приоткрыть борьбу этого человека с демонами внутри себя, которые буквально преображают его внешность, как в классическом романе Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде. И если в фильмах по мотивам этого романа две личины в одном персонаже всегда исполняют разные актеры, то в «Ремиксе» актер один — Петр Мамонов образца 1987 года и Петр Мамонов года 2010-го.