Филлип Нойс
Прошедший накануне показ фильма произвел на нескольких оторванных от родины журналистов странное впечатление: никто не ожидал, что русские будут показаны в нем именно таким образом. Вечером после просмотра мы наслушались шуток на тему русских шпионов от иностранных коллег, а утром следующего дня я поспешил поинтересоваться происхождением такой «творческой находки» у режиссера. Он предпочел обойти все острые углы и, как мне сказали позже, был очень недоволен моим поведением. Читайте сами:— Почему вы решили изобразить в своем фильме русских злодеев — эту секретную шпионскую организацию — в таком утрированном стиле комиксов?
— Я думаю, что тема шпионов и секретных агентов интересна и сама по себе, неважно, о русских ли речь или об американских. Это не просто профессия, не просто работа — это что-то, что выходит за пределы понимания и возможностей обычных людей. Мы буквально вчера читали в газетах историю об аресте русских шпионов в Нью-Йорке, и, если посмотреть на обвинения, которые им были им предъявлены, из них можно было бы сочинить неплохой сюжет для нового комикса. Но я не думаю, что дело в русских, просто у них такая фантастическая работа, которая зачастую может выглядеть, как комикс, с нашей обывательской точки зрения.
— Когда мы в России смотрим голливудские картины, сюжет которых затрагивает нашу страну, то нередко удивляемся. Как вообще идет работа над русскими деталями, на какие материалы вы опирались во время работы над ними, были у создателей консультанты из России и так далее?
— Да, было несколько человек, которые нас консультировали по этой части. Некоторые из них даже когда-то в прошлом работали в КГБ и в ФСБ, так что, да, я могу сказать, что нас хорошо консультировали.
— А как же тогда быть с такими моментами, которые для русских зрителей могут показаться очень смешными?
— Ты имеешь в виду ту сцену, где шпионы распивают водку? (Смеется.)
— Да, и не только. Вот матрешка, например…
— Ну, эти куколки привозит из России практически каждый турист. Та, что вы видите в фильме, — это, кстати, моя собственная. Ну, а героиня Анджелины, думаю, не раз бывала в России — и по работе, и как туристка, — вот и привезла себе такую тоже. Так что мне кажется, в появлении матрешки в кадре как раз нет ничего странного или особенного.
— Вы хорошо знакомы с этим жанром — конспирологическим триллером. Использовали ли вы в своей новой картине какие-либо приемы прошлых лет или предпочли работать над ней с чистого листа?
— Ну да, я снимал шпионские фильмы в прошлом: «Прямая и явная угроза», «Игры патриотов» с Харрисоном Фордом. Но я никогда раньше не работал с сюжетом о шпионах-резидентах такого глубокого погружения. То есть таких, которые могут десятилетиями притворяться, жить «нормальной» жизнью, дожидаясь сигнала к началу оперативных действий. Именно это было для меня новым и привлекло меня в «Солт».
Стало ясно, что необходим еще один вариант ответа на главный вопрос, и тут мне помог Чиветел Эджиофор, который оказался человеком понимающим, серьезным и довольно разговорчивым — в отведенные на разговор 3—4 минуты его ответы всего на два вопроса не уложились, координаторы съемки сумели вспомнить полдюжины жестов, означающих «Закругляйся!».
Чиветел Эджиофор
— Я уже спросил это у режиссера фильма, но мнение его актеров не менее интересно. Как тебе эта идея — изобразить русских злодеев в таком утрированном стиле комиксов?
— Я вообще-то не думаю, что вся эта история конкретно про русских шпионов в Америке, просто ее интересно показывать именно с такими героями и именно таким красочным и немного утрированным образом. Это ведь фильм и о паранойе, и о том, как она влияет на психологию человека. Каждый герой у нас ею охвачен и вынужден справляться с этим состоянием. А то, что злодеи в «Солт» русские, — это лишь потому, что в сюжете, где резидент оказывается внедренным целых тридцать лет, как раз со времен холодной войны, закономерно участие именно русских. Я не думаю, что «Солт» нужно воспринимать буквально. Это экшн-фильм, рассчитанный на широкую аудиторию, особенно в Америке, где зрителю нужны четкие и простые отсылки к реальной жизни. В фильмах такого жанра всегда присутствуют преувеличения и гротескное изображение некоторых деталей. Иногда таким киноштампам (русские должны пить водку в кадре, французы — вино, а ирландцы — виски) не стоит уделять столько внимания.
— Не могу не спросить у тебя про Анджелину. Я слышал, она хороша в импровизациях, может привнести свое видение и вообще перехватить контроль над происходящим на площадке. Это правда?
— В этот раз у нас, конечно, не было много возможностей для импровизации, но в том, что касается актерской игры, она производит невероятное впечатление, с ней очень легко играть, она очень быстро и легко входит в образ, и это очень редкое качество. Такую способность артиста глубоко погружаться в роль не очень-то часто можно встретить. Ее собственный контроль над собой — вот что по-настоящему удивляет в ее работе. При этом она остается очень хрупкой, ранимой и женственной в драматических сценах. И эти качества как раз идеально подходят для такой картины, как «Солт».
Ну, а с Анджелиной не хотелось говорить ни о чем особенно связанном со сложностями восприятия фильма «Солт» на отдельно взятых территориях. При встрече с ней, если честно, такие вещи уже не кажутся хоть сколько-нибудь важными или хотя бы серьезными. Ведь Энджи даже после нескольких часов торчания под софитами так мила с журналистами — вот уровень звездного профессионализма.
Анджелина Джоли
— Если бы ты была шпионкой, что было бы твоей сильной стороной, а в чем была бы твоя слабость?
— Моей слабой стороной стало бы то, что я совершенно не умею лгать! Но зато я целеустремленная и всегда умею собраться и сконцентрироваться на поставленной цели.
— Ты практически единственная актриса, которая может в одиночку сделать целый экшн-фильм — сыграть его главную героиню, не нуждаясь в напарнике. В чем твой секрет?
— Все просто: я очень люблю экшны! Обожаю разные трюки, съемки драк, прыжки с высоты и все такое. И если тебе работа доставляет удовольствие, тем легче результату этого труда понравиться и зрителю: они видят и чувствуют, что тебе это приятно.
— Наверно, твои дети очень рады тому, что их мама такая супергероиня? Я слышал, ты часто берешь их на съемочные площадки, показываешь им там всё?
— Ага, частенько. Им, конечно, все нравится, но для них я в первую очередь мама, а мамы не могут быть суперклевыми для своих детей. Они больше любят смотреть, как все взрывается, летает, падает. Еще им нравится страховочная обвязка для актеров, они, бывает, надевают ее и болтаются на высоте где-нибудь.
— Насмотревшись на соперничество ваших с Брэдом героев в «Мистер и миссис Смит», многие зрители задумались: а не обидно ли ему, что его подруга экшн-герой лучше, чем он?
— Да нет! (Смеется.) Мне кажется, что мы примерно равны в этом. И мы оба уже давно скучаем по работе друг с другом.
— Мы смотрели «Солт» в оригинале и были приятно удивлены тем, как хорошо тебе удались некоторые русские фразы. Помнишь что-нибудь из своей роли?
— Не-е-ет, всё уже забыла, к сожалению.
— Ну ладно. Ты, должно быть, рада предстоящей поездке в Россию. Какие планы, кроме, собственно, премьеры?
— Да, я бы хотела по приезду встретиться с некоторыми российскими кинодеятелями и представителями властей, пообщаться с ними, просто чтобы немного больше узнать о современной России. Так что жду с нетерпением.
— А в обычной своей жизни ты более открытый человек, или тебе близка и идея сокрытия своих чувств?
— Ну, думаю, что скорее первое. Конечно, у меня есть что-то, чем я не стану делиться вот так сразу, но я все-таки довольно открытый человек. Ведь это же часть актерской профессии: чтобы люди тебе поверили, твоей игре, ты должен им открыться.