КиноПоиск встретился с писателем на фестивале в Торонто и задал несколько вопросов о фильме «Судья Дредд 3D», для которого Гарленд не просто написал сценарий. Он также принимал очень активное участие в качестве продюсера проекта.
Алекс является, несомненно, человеком серьезным, поэтому все ответы его звучат очень основательно. Он много и с удовольствием подчеркивает, что кино — это результат объединенных усилий заинтересованных людей, при этом ничем не выделяет себя.
— Что в этом комиксе оказалось созвучно лично с тобой?
— Как ты знаешь, «Судья Дредд» — это британский комикс. Я начал читать его с 10 лет, то есть он выходил раньше, но я обнаружил его для себя, когда мне было 10 лет или около того. Я сразу увлекся им, хотя предназначался он в большей степени для старшего возраста. Многое в нем я просто не понимал тогда, но меня это не смущало. Я воспринимал его как фантастическую историю полицейского из будущего, совершенно не осознавая, что в ней был скрыт подтекст, сатира, политические комментарии. Все это я начал понимать, когда повзрослел и все стал перечитывать, открывая для себя новые стороны комикса. Так что я вырос с ним, можно сказать, не расставаясь с героем.
Прошло много лет. Я работал над постпродакшном фильма «Пекло» и готовился к производству сиквела другого фильма — картины «28 недель спустя». Эндрю МакДональд и Аллон Рич — два продюсера, с которыми я работал — сказали, что они приобрели права на «Судью Дредда», и спросили, не хочу ли я поработать над этим проектом. Они не знали, конечно, что я был большим поклонником комикса с детства. Разумеется, я сказал «да» без колебаний. Сложности начались после, так как я должен был выполнить свое обещание, несмотря на загруженность другими проектами. (Улыбается.)
— Насколько отличным от версии с Сильвестром Сталлоне тебе хотелось сделать этот фильм?
— Я и не думал о той версии, честно говоря. В первую очередь я думал о комиксе, который хорошо знал и любил. Книга прошла через множество авторов и художников, претерпевая изменения, угасая и возрождаясь. Наверное, на
"„Судья Дредд“ был с самого начала заявлен как независимый проект"
— Интересно, что это фильм, который прежде попал бы в категорию Б. Но в наше время они готовы на огромные затраты, чтобы выпустить кино по комиксу.
— Кто эти они? Тут важно отметить одну вещь. Этот фильм был с самого начала заявлен как независимый. Мы не собирались позволить кому бы то ни было диктовать нам
Мы знаем из собственного опыта, что, когда ты не запрашиваешь слишком много, у тебя появляется больше свободы. Это очень простое уравнение на самом деле, и оно проверено на практике. Мы знали, что это фильм, который получит возрастной рейтинг R
—
— Комикс состоит из нескольких видов. Один из них — эпический. «Дредд», в отличие от североамериканских комиксов, которые выходят ежемесячно по 30 страниц, а каждый содержит
— Получение рейтинга R дает фильму
— Разумеется, ограничивает. В первую очередь это ограничивает возможную аудиторию. В Америке (не знаю, как в Канаде), если у фильма подобный рейтинг, ты все же можешь прийти на него с родителями. В Англии и многих других европейских странах, если стоит рейтинг «после 18 лет», тебя все равно не пустят. Независимо от того, что ты пытаешься пройти со взрослыми или с родителями. При этом теряется выручка, как ты понимаешь.
— Когда ты работал над этим фильмом, ты думал о том, как воспримет его зритель?
— Я думаю, что фильмы, которые смотрят подростки, оказывают определенное влияние на них. Я думаю, что на «Дредда» отбрасывают тень фильмы Пола Верховена вроде «Робокопа» и «Вспомнить все». Комикс о Дредде оказал огромное влияние на создание «Робокопа», так что тут присутствует явный quid pro quo, своего рода обмен традициями, влияниями.
— «Судья Дредд» — фильм о насилии, верно? Не мог бы ты уточнить, какую он выражает точку зрения на насилие?
— Я бы сказал, что это фильм в большей степени об исполнении желаний, о том, что нужно быть в них осторожным. Мы исследовали эту тему собственно через судью Дредда и наркотики. Если ты живешь в среде, где всем правит криминал и насилие, ты можешь поймать себя на том, что хотел бы иметь такую защиту, как судья Дредд. Вопрос только в том, действительно ли ты хочешь иметь такие законы и приводить их в исполнение на месте? Если у тебя тяжкая жизнь, может быть, ты хочешь этот наркотик, чтобы сбежать от нее в галлюцинации, но хочешь ли этого на самом деле? Мы с Энтони (оператор фильма — Прим. КиноПоиска) работали над этим аспектом более напряженно, чем над другими вещами, пытаясь понять, как исследовать насилие, осознать его природу. В качестве примера я приведу свое увлечение документальными фильмами о природе. Они используют высокоскоростную съемку, когда акула или кит выныривают из воды.
"Я не из тех, кто придерживается традиционных способов написания сценария"
— Ты смотришь— Обычно сценаристы не принимают такое непосредственное участие в работе над фильмом…
— Я не из тех, кто придерживается традиционных способов написания сценария. В создании фильма принимает участие коллектив, команда. Это продукт сотрудничества многих творческих людей. И сценарист совсем даже не исключение. Ты на площадке не для того, чтобы следить за точностью выполнения сценария, а для того, чтобы помогать всеми возможными способами правильно его понять, увидеть каждую сцену со всех сторон: глазами режиссера, оператора, актеров. Все вносят свою лепту, и я не хочу оставаться в стороне от этого процесса.
— Сколько на самом деле вошло в фильм из сценария? Многое пришлось изменять, выбрасывать?
— Сценарий меняется в процессе съемки, и это неизбежно. На это влияют даже погодные условия. Но процесс сокращения или кардинальных изменений происходит уже в период монтирования фильма. Все видится немного иначе, чем на площадке. Ритм истории может измениться, и