Главная Кино-Интервью Марк Уэбб: «Костюм Человека-паука должен сидеть идеально»

Марк Уэбб: «Костюм Человека-паука должен сидеть идеально»

E-mail Печать PDF
Марк Уэбб, может быть, и не создал пока ничего более значительного (мы тут не учитываем его карьеру в мире рекламного и музыкального видео), чем «500 дней лета», но новый фильм о любимом массовым зрителем супергерое под простым псевдонимом Человек-паук наверняка выведет его на совершенную новую орбиту планеты Голливуд. Встреча с режиссером в недрах продакшн-компании Ави Арада и Мэтта Толмака, где он заканчивал монтаж и обработку спецэффектов, произвела на представителя КиноПоиска интересное впечатление. С одной стороны, Марк Уэбб располагает уже тем, что молод, полон энтузиазма и энергии (чего только стоит ширина улыбки). Бородатость веселой физиономии и драность рукавов мятого свитера подтверждают полное пренебрежение ко всему, кроме работы (похоже, он спит на диване в офисе). С другой стороны, Марк с первых же мгновений встречи, уточнив имена всех трех собеседников, начинает рассказывать о фильме, хотя его еще никто ни о чем не спрашивал.




— Тут дело в чем, — начинает режиссер, пытаясь устроиться на подлокотнике кожаного дивана, но в итоге, соскользнув с него в мягкую пропасть сиденья и оказавшись ниже нас, сидевших вокруг на стульях, смеется и пытается хотя бы подвинуться ближе к краю, чтобы коленки не закрывали его лица. — Я должен сразу определить несколько важных моментов, которые заключены в этом фильме и позволят вам сразу охватить его размах, действие и зрелищность. Для меня, кинематографиста, одним из самых важных моментов было желание включить внутрь этого масштабного фильма небольшую, почти интимную картину о самых обычных и узнаваемых и понятных нам людях. То, что нам известно о Человеке-пауке и что делает его совершенно уникальным среди остальных супергероев, — это наличие обычного мальчишки под маской. Питер Паркер — это герой с теми же проблемами, что есть и у других ребят его возраста. Он не миллиардер, не инопланетянин, не мутант, он просто парень, выросший в Куинсе (район в Нью-Йорке — Прим. КиноПоиска). Он стесняется девчонок, у него бывают стычки с родственниками, у него проблемы с деньгами. Все это делает его одним из нас, и именно этот факт заинтересовал меня в данном проекте — сам Питер Паркер.

— Поскольку перед нашими глазами прошла целая череда реинкарнаций мифологии Человека-паука — будь то собственно комиксы, или фильмы, или мультфильмы на детских телеканалах, — то как можно при таких условиях вернуть ощущение новизны истории? Как ты используешь ее известные элементы?

— Это верно, ты должен отдать должное иконографии Человека-паука. Разумеется, есть основные моменты, которые связаны с его историей, с историей самого Питера Паркера: он был брошен родителями, его укусил паук, его дядя Бен был убит уличным хулиганом, что положило начало переменам в самом Питере.

"Сначала я сомневался в том, браться ли за этот проект"

Но между всеми этими основными положениями можно включить множество разных интонаций, выделить какие-то детали. И если говорить об адаптации материала, то Человек-паук вполне доступен для этого. Адаптации Человека-паука варьируются. Это могут быть вселенные Spider-Man Noir, Amazing Spider-Man и Original Spider-Man. Это поразительно гибкий материал, мифология! Столько людей создавали все эти истории, столько художников принимали участие! И у каждого свой подход. Сначала я сомневался в том, браться ли за этот проект. Шутка ли, ведь уже сделано столько фильмов о нем! Но потом я вернулся к комиксам и был поражен тем, как много из того, что там есть, не было использовано, насколько здорово было бы исследовать все это кинематографически. Например, родители Питера никогда не появлялись на экране, Гвен Стейси упоминалась, но никогда подробно не рассматривалась как героиня. Если вы знаете собственно комикс, то Гвен Стейси — особенная героиня. Она первая любовь Питера Паркера, она показывает другую сторону его индивидуальности. В нашем фильме в ней нет ничего кошачьего, как в других. Она и не сирена. Мы представляем зрителю Гвен как вполне сильную и положительную героиню. Мне нравится эта идея. Они как любовники Трэйси и Хепберн с их динамикой противостояния друг другу. Человек-паук уникален этим качеством, романтическими историями Питера с его подругами, химией, возникающей между ними. Эмма Стоун, по-моему, самое совершенное воплощение Гвен Стейси.

Когда ты получаешь подобное предложение, ты не можешь перестать думать об этом, у тебя возникает одна идея за другой, ты думаешь, как это могло бы развернуться на экране. Возникает эффект домино: одна костяшка упала и повлекла за собой остальные. Мне очень хотелось раскрутить историю Питера и Гвен, показать его родителей. Словом, в этом проекте столько притягательных моментов мифологии этого комикса, прежде не исследованных, что я просто не мог отказаться. Любопытство пересилило.




— Тебе было чего бояться.

— Это точно!

— Для того чтобы проект получился успешным, тебе нужны были особенные актеры, которым было что рассказать о героях. Как ты подходил к кастингу, по каким критериям ты подбирал актеров?

— Жаль, что я не могу показать запись прослушивания с Эндрю. Это было что-то особенное. Было много и других прекрасных актеров. Но с Питером Паркером есть одна тонкость: мне нужен был актер без багажа, который сыграет этого героя с чистого листа. Актер, который мог передать всю эмоциональную многогранность и глубину персонажа. Ведь Питер Паркер проходит через серьезные испытания, и было важно создать трагическую атмосферу, но сделать это с юмором, иронией и легкостью. В сцене, когда Человек-паук приковывает грабителя паутиной к стене, много юмора, который там очень важен.

— В твоей версии герой выполняет много физически тяжелых трюков…

— О да, немало. Этот персонаж требует очень хорошей физической подготовки. Помимо всевозможных трюков, герой должен хорошо смотреться в костюме, было трудно найти актера, который бы выглядел в нем как тинейджер. Так что, возвращаясь к вопросу о кастинге, очень много талантливых актеров было, но, когда начинаешь подгонять их ко всем этим критериям, выясняется, что мало кто соответствует им всем. Но мы все-таки нашли такого парня.

"Я не хотел, чтобы Питер Паркер казался трусом"


— Еще ведь герой должен был вначале предстать уязвимым и даже хрупким, при этом зритель должен был увидеть, что он способен на все то, что делает впоследствии.

— Я не хотел, чтобы в самом начале Питер Паркер казался трусом. Несмотря на свою слабость, в нем с самого начала должна была быть героическая искра. И это можно заметить в сцене, где он заступается за парня в школьном дворе. Правда, в результате ему самому достается, но он все равно пытался что-то сделать, несмотря на свою слабость. И когда он приобретает сверхспособности, то начинает использовать их, правда, не всегда в нужном направлении. И мне нравится его темная сторона, которая овладевает им, пока он не осознает свою ответственность за эту силу. «С великой силой приходит великая ответственность», — эта фраза не звучит в самом фильме, но эта идея неотъемлема на протяжении всей истории Человека-паука — и в литературе, и в кино.

— А Эмму Стоун ты позвал, потому что фильму нужна была звезда?

— Нет, просто она дико смешная. Звезд много, но таких уморительных, как она, не найти. Кроме того, она очень опытная актриса. На пробах она вывела Эндрю на иронический тон. Он обладает редким талантом очень глубоко и драматично воплощать образ, и для такого крупного проекта это было очень важно. Но, когда появляется она и по-детски улыбается, появляется невероятная мощь, динамика, льющаяся с экрана.

Эмма — чертовски хорошая актриса. У нее очень большой диапазон, что я заметил еще в «Zомбиленде». Она была там такая зажигательная, с огнем в глазах. Много актрис с большими глазами, которые играют на камеру, работают на нее. А Эмма этого не делает. Она отталкивается от своего остроумия и сама часто сравнивает себя с Люсиль Болл, но на самом деле она больше похожа на Лорин Бэколл. Есть в ней эта же чувственность, сочетающаяся с чем-то милым, девчачьим. И она менее резкая, чем Лорин.





— Ты вспомнил цитату «С великой силой приходит великая ответственность». И вот ты сам, раньше работавший в основном над клипами и рекламой, взваливаешь на себя ответственность за такую франшизу. Трудно было перестроиться на совершенно иной язык в плане технологии? И ли ты ждал этого шанса давно?

— Не могу сказать, чтобы я планировал что-то подобное, в моем списке этого не было. Меня позвали не просто в очередной крупный экшн, потому что в Человеке-пауке, помимо спецэффектов, есть и человеческие отношения. Что касается погружения в новые технологии… На протяжении десяти лет я снимал рекламные и музыкальные клипы, и в них частенько бывали экшн-сцены и взрывы тачек, так что не могу сказать, что я совсем уж новичок в этом.

— А были для тебя какие-то трудности в техническом плане?

— Безусловно, формат 3D был для меня новым барьером. Мне не хотелось, чтобы технология присутствовала в фильме отдельными элементами, я стремился к тому, чтобы она была встроена в историю. Но «Человека-паука» очень хотелось снять именно в 3D, ведь кого же снимать в 3D, если не его? Было трудно, потому что я этому не учился, только видел фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона, и он стал для меня очень щедрым помощником.

— Наставник для всех.

— Да, он наш благодетель, удивительный человек. Он так горит технологией 3D!

— Насколько я слышала, он даже хотел сам снимать «Человека-паука».

— Да, он истинный фанат этого героя. И он сам позвонил мне, во что я сначала не поверил. «Джеймс Кэмерон на линии? Да идите вы! Хватит меня разыгрывать». Но это был действительно Джим. Позвонил мне и говорит: «Я слышал, ты собираешься снимать в 3D». Он очень сильно помог мне.

"Джеймс Кэмерон очень помог мне с 3D-технологией"


— В фильме много очень личных сцен, затрагивающих внутренний мир и переживания героев.

— Да, мне действительно хотелось создать ощущение камерности, интимности мира Питера Паркера. Есть сцены, которыми я очень горжусь как отдельными драматическими эпизодами. Тетя Мэй в фильме не знает о том, что Питер и есть Человек-паук, а он вынужден бороться с преступностью в ночи. И в то же время он пытается гармонично существовать в своей дневной жизни, в среднестатистической семье, в которой недавно был убит муж тети Мэй, а ее племянник, которому она относится как к сыну, стал вести себя очень отстраненно.

— Как ты думаешь, по этой причине из всех супергероев Человек-паук ближе всего аудитории?

— Да, конечно. Питер Паркер ведь еще совсем ребенок. И он переживает все эти испытания, связанные с его родителями и близкими людьми. Это очень важно.

— В экшн-сценах используется потрясающая музыка. Что повлияло на твой выбор? Это было именно то, что ты искал с самого начала?

— Большая часть экшн-сцен сопровождается атмосферой страха и напряжения. Но некоторым из них, например сцене на мосту с мальчиком, мне хотелось придать другое настроение, и музыка должна была быть соответствующей, очень личной. Вот, к примеру, сцена, когда на Питера находит прозрение и он понимает, какая на него возложена ответственность и чему ему предстоит посвятить всю свою жизнь. Для нее мы с Джеймсом Хорнером записали трек с использованием всего лишь четырех инструментов, а также вокала мальчика, который пел фальцетом. Но этот музыкальный фрагмент очень короткий в сцене, потому что мне было важно слышать героев, их диалог.




— Для хорошего героя нужен хороший злодей. Какого врага для Человека-паука вы искали? И почему выбрали Ящера?

— Мне очень нравится то, что Курт Коннорс выступает и как враг Человека-паука, и как наставник Питера Паркера. И еще на протяжении всего фильма проходит идея недостающих фрагментов. Питер пытается узнать правду о своих родителях, и это заставляет его действовать. Он находит портфель отца, который напомнил ему о пережитой утрате. Курт Коннорс, в свою очередь, потерял руку, все его действия направлены на то, чтобы вернуть ее. Он устал быть не таким, как все. Он хочет создать мир без изъянов. Меня привлекла эта связь между героями, эта параллель. Их объединяет одно стремление.

— Какие еще фильмы про героев комиксов тебе нравятся? Как тебе «Мстители»?

— Я видел «Мстителей» и получил огромное удовольствие, особенно от финальной сцены. Еще мне нравятся фильмы про Железного Человека. Самое классное, что все эти фильмы очень гибкие, они предлагают зрителю множество разных вариантов развития событий и персонажей.

— В «Человеке-пауке» мало насилия и жестокости. Трудно было соблюдать ту грань, за которую нельзя выходить?

— В основном это вопрос рейтинга фильма. Мы не можем показывать фонтаны крови. Наш фильм смотрят дети, которых может это испугать. Моей племяннице 7 лет, и я не хотел бы ее пугать. Так что в этом отношении у меня была твердая позиция.

— Как ты думаешь, дети любят пугаться больше, чем взрослые?

— (Смеется.) Зависит от ребенка, наверно.