Главная Концерты Екатерина Мельникова: эксперименты с органом

Екатерина Мельникова: эксперименты с органом

E-mail Печать PDF

В Доме музыки готовится необычное действо. Органиста Екатерина Мельникова и пианист Юрий Берестенников решили "подмочить репутацию" короля инструментов — органа и устроить с его помощью шоу "Музыка на воде".



Среди исполнителей классической музыки есть энтузиасты, которые пытаются донести вечное и прекрасное до пресловутых "широких народных масс". Это вызывает у ценителей-снобов высокомерную ухмылку, и напрасно. Привлекают публику такие артисты не только современными аранжировками. Они без ложной скромности перенимают весь арсенал шоу-бизнеса. Содержание от таких "шуршащих оберток" порой страдает, но некоторые опыты оказываются весьма удачными.

Больше всего среди исполнителей осовремененной классики оперных певцов. Этого жанра не гнушались и самые знаменитые — Хосе Каррерас, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье. Молодое поколение не отстает: шведская дива Малена Эрнман в 2009 году даже рискнула представить свою страну на "Евровидении" в Москве, а уроженка Краснодара и обитательница Вены Анна Нетребко то и дело фигурирует в "поп-солянках".

С инструментальной классикой дела обстоят похуже. Разве что вездесущая британская скрипачка Ванесса Мэй собирает полные залы по всему миру со своими технообработками нетленок. Но слыханное ли дело — органное шоу, причем с инструментом не электронным, а духовым?

Выпускница Московской консерватории, окончившая аспирантуру Королевской академии музыки в Лондоне, Екатерина Мельникова три года служила главным органистом кафедрального костела на Малой Грузинской. Она могла бы продолжать академическую карьеру и без экспериментов, но такой расклад пытливой органистке оказался неинтересен. Артистка стала первой, кто совместил органное звучание с новейшими технологиями. Ее выступления называют "органными перформансами": она использует сотни вариантов звуковых сочетаний, которые игнорируют другие исполнители, а в свои программы включает самые неожиданные произведения, вплоть до танго и романсов. Порой и вовсе поступает как заправский диджей — делает миксы из разных композиций, разбавляет их собственными импровизациями.

Афиши "Музыки на воде" козыряют терминами "гиперпространство", "визуальные и световые эффекты" и даже "саунд-дизайн". Кому-то покажется, что вся эта мишура только мешает восприятию — но куда теперь без зрелищности. Хотя ММДМ — это не цирк на проспекте Вернадского, и настоящее водное представление тут никак не организуешь. Поэтому "вода", заявленная в названии шоу, будет присутствовать не в виде струй или фонтанов, а в виде проекций и инсталляций.

Вместе с Екатериной Мельниковой программу концерта придумал Юрий Берестенников — он стал режиссером шоу. Для своей программы музыканты выбрали классические и современные хиты, тем или иным образом касающиеся водной стихии. Прозвучат мелодии знаменитых кинокомпозиторов: Эннио Морриконе, Ханса Циммера, Яна Тирсена. Обещана, в частности, музыка из "Пиратов Карибского моря" и "Амели". Не обойдется и без признанных классиков. Прозвучат, например, композиции "Весна" на музыку Вивальди и Дунаевского, "Лебединое озеро" на музыку Чайковского и Сен-Санса, "На прекрасном голубом Дунае" Штрауса и "Ледовое побоище" Прокофьева.

Кстати, именно орган в Светлановском зале Дома музыки как никакой другой подходит для воплощения самых смелых затей. Этот грандиозный инструмент сделали немецкие мастера специально для установки в Доме музыки. Его высота — 14 м, а вес — без малого 30 тонн. В нем 84 регистра, среди которых есть такие редко встречающиеся, как россиньоль (птичьи голоса) и клошет (колокольчики), а басы могут издавать звуки на октаву ниже контрабаса. Специалисты величают его образцом "большого" органного стиля ХХI века и заявляют, что аналогов ему по техническим и звуковым качествам в России нет. Почему бы и не поэкспериментировать?

Московский международный дом музыки, 14 июля в 19.00