Главная Концерты Алексей Архиповский: балалайка-апгрейд

Алексей Архиповский: балалайка-апгрейд

E-mail Печать PDF

В Доме музыки выступит Алексей Архиповский — гениальный балалаечник, который вытворяет с этим, прямо скажем, примитивным народным инструментом неслыханные вещи. Уверяем вас, такой музыки вы еще не слышали.



Помните, в "Собачьем сердце" Шариков исполняет на балалайке "Эх, яблочко" — хамскую песенку, в которой высмеиваются буржуи и спекулянты. Звук балалайки — переливчатый и простецкий — идеально подходит к образу распоясавшегося мужичка-забулдыги. Собственно, балалайка на это и рассчитана. Даже название инструмента — типично простонародное. "Балалайка" (или "балабайка") произошла от слов "балакать", "балаболить", "балагурить", то есть "разговаривать о чем-нибудь ничтожном", "болтать, "пустозвонить". Эти понятия отлично передают суть балалайки — инструмента легкого, забавного, "бренчливого" и несерьезного.

Балалаечный миф в пух и прах разбивает Алексей Архиповский — веселый кудрявый парень из Туапсе. В 1989 году он окончил Гнесинку по классу балалайки, а в марте 2011-го получил официальное звание "лучший в мире балалаечник" и рекомендации для занесения в Книгу рекордов Гиннесса. Итак, что же такого делает этот музыкант с обычной трехструнной балалайкой? От чего сходит с ума вся Европа, чванливые музыкальные критики ошарашенно трут глаза, а любители прогрессивной клубной музыки истошно аплодируют?

Простой пример — композиция "Колыбельная". Архиповский выходит на сцену, садится на стул. На полу горит свеча ("Фу, — думают некоторые скептики, — какая пошлость"). Музыкант подсоединяет балалайку к усилителю — на манер того, что используют рок-гитаристы. А дальше начинается абсолютный космос. Нереальная, вселенская музыка. Звуки, которые льются из-под ловких пальцев музыканта, не похожи на звук какого-то одного инструмента. Это что-то среднее между фортепиано, синтезатором, арфой и компьютерной музыкой. И уж меньше всего это имеет отношение к "Эх, яблочку".

Под балалайку Архиповского можно медитировать. Собственно, слушатели включаются в медитацию мгновенно — Алексею нужно максимум десять минут, чтобы публика забыла обо всем на свете. На большом празднике, посвященном 60-летию гитарной фирмы Fender, его встретили редкими недоуменными хлопками. После 10-минутного (!) этюда зал ревел.

Нидерландская газета Volks krant писала о его выступлении на Jazz Zomer Fiets Tour в 2006-м: "В его трактовке даже знакомые вещи вызывают мурашки по коже". "Его игра впечатляет ироничностью и виртуозностью", — это уже New York Times.

В маленький трехструнный треугольничек Архиповский вместил всю мировую музыку: от сложнейшей классики до джаза и фламенко. Он может изобразить на своем любимом инструменте стук сердца и плач ребенка. Играет он и "Яблочко", как же без этого. К середине композиции гимн простолюдинов превращается у него в изысканный клубный лаунж. Модная публика на фестивалях "Этносфера" и "Мамакабо", где довольно часто выступает Архиповский, очень это оценила.

Кстати, Алексей гастролирует по всей планете: от Южной Кореи до США. Его на ура принимают самые престижные джазовые фестивали мира. Он играл во многих радио- и телепередачах, на правительственных концертах и саммитах. А в 2009-м, по просьбе Константина Эрнста, открывал "Евровидение" в Москве.

Среди профессионалов бытует мнение, что благодаря Архиповскому мы наблюдаем полнейший апгрейд балалайки как инструмента. В свое время то же самое сделали Паганини для скрипки и Джимми Хендрикс для электрогитары. Своей невероятной виртуозностью они перевернули представление публики об этих инструментах. Кстати, в газетных статьях Архиповского так и называют — "Паганини и Джимми Хендрикс от балалайки".

"Я пытаюсь изменить отношение людей к балалайке, — говорит Алексей. — Этот инструмент стал брендом, но брендом скорее отрицательным. Обычно балалайку связывают с чем-то элементарным, простым, декоративным. Это объяснимо. Есть у русского человека снисходительное отношение к себе. Но я с этим не согласен. И звук своего инструмента по-другому ощущаю".

Стоит добавить, что свои выступления Архиповский превращает в настоящие шоу, в которых есть место и клоунаде, и пантомиме, и театру, и чуть ли даже не акробатике... Все это плюс потрясающая по своей красоте музыка, которая понравится и чопорным академистам, и молодым стилягам, ждут нас 28 апреля в Доме музыки.

Московский международный дом музыки, 28 апреля в 19.00