Главная Концерты Молодежный оркестр Венесуэлы: социализм в мажоре

Молодежный оркестр Венесуэлы: социализм в мажоре

E-mail Печать PDF
В Москву впервые приезжает Молодежный оркестр Венесуэлы. Уникальный коллектив, в котором классику играют выходцы из самых бедных латиноамериканских семей. Причем с таким азартом, что даже рокерам впору им позавидовать.


Когда в академических кругах всерьез начинают обсуждать, пострижет ли дирижер Густаво Дудамель свою знаменитую гриву, похожую на дреды, или оставит все как есть, и выйдут ли молодые оркестранты на сцену в смокингах или же в куртках, скроенных из венесуэльского флага, это значит лишь одно — к нам едет модный оркестр!

Есть ли в мире модные симфонические оркестры? Еще несколько лет назад над этим вопросом просто посмеялись бы. Великие — пожалуйста, с десяток наберется. Но Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара пока не великий. Зато точно — один из самых влиятельных в мире.

А дело вот в чем. 35 лет назад музыкант и экономист Хосе Антонио Абреу придумал, как вывести венесуэльское общество из социального тупика. А именно — увлечь детей из необеспеченных семей классической музыкой. Ныне эту его затею, официально именуемую "Национальной системой юношеских и детских оркестров и хоров Венесуэлы", называют просто "Системой". С большой буквы. Бесплатное обучение музыке в Венесуэле начинается с двух лет. Результаты ошеломляют: 300 тысяч (скоро будет 500) детей и подростков играют в десятках оркестров по всей стране. Лучшие из них вливаются в Молодежный оркестр имени Симона Боливара — главную гордость сегодняшней Венесуэлы.

"Мы превратили музыку из предмета роскоши в достояние общества, — рассказывает Абреу. — Музыка — лучшая профилактика против проституции, насилия, всего унизительного в жизни ребенка. Она развивает чувство личного вклада в достижение общей цели. Именно это заставляет какого-нибудь мальчишку играть на скрипке, пока отец работает в плотницкой мастерской. Семьи гордятся своими детьми. А необъятный духовный мир в итоге побеждает материальную бедность". Ну, нам-то с нашей когда-то разветвленной сетью музыкальных школ не надо рассказывать. И зачем только Россия пошла теперь в противоположном направлении?

Остается лишь восхититься оркестром, возглавляемым воспитанником Абреу — Густаво Дудамелем. Через полгода ему тридцать. Сын тромбониста, игравшего сальсу, Густаво приобщился к классике в четыре года, в десять лет взял в руки скрипку, в 14 встал за пульт. А в 18 возглавил главный оркестр "Системы" — Венесуэльский молодежный. Уже через год после его назначения двести жизнерадостных смуглолицых музыкантов покорили Европу. А чуть погодя — завоевали мир. Залы полны всегда. Британские критики пишут про их выступления: "Публика приветствовала музыкантов с пылом, обычно приберегаемым для рок-фестивалей. Самым поразительным свойством этого концерта была безудержная радость, излучаемая не одним Дудамелем, но каждым музыкантом; возникало ощущение, что на сцене праздничная вечеринка, и публике просто посчастливилось случайно на ней оказаться". В 2004-м Дудамель победил на Конкурсе им. Густава Малера, и четыре великих маэстро — Клау- дио Аббадо, Саймон Рэттл, Зубин Мета и Даниэль Баренбойм — пригласили его выступить со своими оркестрами. Сейчас у него 5-летний контракт с Лос- Анджелесским филармоническим и сплошные гастроли со своим Молодежным. Дудамелю предсказывают славу на ближайшие 30 лет.

17 июня, кроме Четвертой симфонии Чайковского, прозвучат Танцы из балета аргентинца Альберто Хинастеры "Эстансия" и рапсодия венесуэль- ца Игнасио Карреньо "Маргаритенья". 18-го — Пятая симфония Бетховена и "Весна священная" Стравинского. Никак не скажешь, что вся эта роскошь — итоги программы социального спасения. Венесуэльцы еще нас с вами спасут, зарядив лучезарной энергией и яростным стремлением к совершенству.

17 и 18 июня, Концертный зал им. П. И. Чайковского, начало в 19.00