Главная Концерты Сказки с намеком в Московской филармонии

Сказки с намеком в Московской филармонии

E-mail Печать PDF

Уже три года в Московской филармонии с огромным аншлагом идут необычные концерты для детей — "Сказки с оркестром". Ведущие российские актеры читают сказки под аккомпанемент симфонического оркестра. Чтобы попасть на эти представления билеты нужно покупать за несколько месяцев.

Чем удивить школьника младшего возраста, который гуляет по интернету с трех лет, смотрит "Аватара" в 3D, а в зимние каникулы загорает в Африке? Каждый приличный родитель знает: если выгуливать его каждые субботу–воскресенье, выбор культурного досуга получается не богаче меню в пионерлагере имени товарища Дынина. В театрах все давно пересмотрено до дыр. Смешно сказать, "Аленький цветочек" в Пушкинском идет буквально со времен прабабушки – с 1949 года! И вот горе-то: режиссеры большей частью детским репертуаром брезгуют.

Три сезона назад Московская филармония в борьбе за своего будущего слушателя сделала решительный ход конем: завела цикл "Сказки с оркестром". На эти дневные "детские" концерты в Зале Чайковского и взрослые-то давятся, как на Баскова с Хворостовским.

Все дело в том, что в них под оркестр каждый раз выступает какой- нибудь очень знаменитый актер. Довольны и дети, и родители, и сами исполнители. Какой же драматический артист, даже первого положения в театре, откажется сыграть под симфонический оркестр свой собственный, во многом стихийный и даже немного авантюрный спектакль от души, безо всякого тирана-режиссера?

Вот дирижер – совсем другое дело: ловит каждый его звук, будто аккомпанирует самому Паганини, а классные музыканты готовы вмиг подхватить интонацию смычками или, наоборот, уйти в паузу, чтобы вознеслось в тишине звонкое веское слово.

Артист видит со сцены, как малыши вцепляются в мамину руку: казнят солдата или огромные волшебные собаки спасут его? Не обидит ли привидение добрую девочку?..

А между тем рассказ сопровождает музыка Моцарта и Яначека, Вагнера и Прокофьева, Россини и Денисова. Только она одна способна перенести эфемерное пространство сказки в реальность или, наоборот – увести тебя с головой в волшебное измерение.

Всего на один раз составляют специальную партитуру, пазл из фрагментов разных опусов. Одному богу известно, как уж там ксерят, пилят, режут и выклеивают для оркестра ноты – роскошное симфоническое сопровождение артиста. Но артист достоин этих усилий, он и в профессиональном смысле – герой. Ведь мелодекламация, или рассказ под живую музыку, – древний, сложный жанр, который у нас совсем уж было сник, вдруг возродился в "Сказках с оркестром".

В этих концертах играет настоящий филармонический оркестр под управлением Юрия Симонова. При этом главный дирижер обычно уступает место за пультом молодым коллегам. А сам садится в зал, сам как из сказки – красивый, наряженный, в элегантной жилетке какого-то австро-венгерского шелка. Слушает по-хозяйски, что там, на сцене, и приглядывается к будущей филармонической публике.

Увы, спектакли и концерты для детей обречены на невнимание критиков. Между тем "Сказки с оркестром" оказались явлением высшего порядка, настоящими поступками актеров, которым давно ничего не нужно для славы. По мастерству, вкусу, художественной и моральной значимости у каждой "Сказки" просто банально нет соперников. Разве что другая "Сказка".

Сергей Безруков уже представил "Маленького принца" Экзюпери (с музыкой Дебюсси, Равеля и Сен-Санса) – в зале проснулись и замерли даже папаши, брошенные в выходные на выпас ребенка. Авангард Леонтьев играл "Кентервильское привидение" Уайльда (с музыкой Бёрда, Дворжака и Гершвина) смешно и тонко, иронично и нежно – выдающееся исполнение! С потрохами увлек юных зрителей андерсеновскими сказками "Огниво" и "Свинопас" (с музыкой Бизе, Стравинского, Берлиоза) многодетный отец Михаил Ефремов…

Именно на "Сказках" опробована давно принятая в мире система раздачи автографов. Артист сам объявляет в конце, где будет ждать маленьких зрителей – и надо видеть в фойе эту длиннющую, щебечущую, как вувузелы, счастливую очередь с мятыми от волнения программками. Но все перекрыл успех Чулпан Хаматовой в "Спящей красавице" Перро с музыкой Чайковского...

В общем, порешили так: в новом сезоне кое-что просто сыграют на бис. Самая симпатичная, хрупкая, самая добрая и благородная артистка на свете, мама троих дочек, Чулпан повторит "Спящую красавицу" 18 сентября. 11 декабря Павел Любимцев еще раз исполнит с оркестром "Золушку", а Валерий Гаркалин 16 апреля следующего уже года – "Волшебную лампу Аладдина".

Но есть и кое-что новенькое. Держите шляпы, господа, а то сдует! Юрий Стоянов выбрал для себя "Алису в Стране чудес" (6 ноября), Ольга Будина – "Снежную королеву" (22 января), Евгений Князев – "Гарри Поттера" (19 февраля), Мария Аронова – "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" (19 марта).

Это, конечно, лишь малая часть детской программы филармонии. Хорошо известно: не приучишь малыша тихонько внимать артистам, уноситься с музы- кой в другие края и эпохи, познавать с ней новые сильные чувства – время будет упущено, дверка захлопнется.

А если посчастливится попасть на "Сказки с оркестром", обратите внимание, как необычно звучат здесь бурные овации. Дети еще только учатся аплодировать, и это очень похоже на шелест листвы в сильный ветер.