Главная Статьи о Кино Иди и смотри: великолепная семерка

Иди и смотри: великолепная семерка

E-mail Печать PDF

24 февраля состоится вручение главной кинопремии планеты. "ВД" изучил список номинантов и выбрал семерку фильмов, которые по разным — причем далеко не всегда художественным — причинам необходимо увидеть до оскаровской церемонии.

"Отверженные"



8 номинаций: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучшая песня к фильму", "Лучшая работа художника-постановщика", "Лучший дизайн костюмов", "Лучший звук", "Лучший грим и причёски".

Зачем смотреть: Удивительная все-таки форма — мюзикл. Тяжеловесный и дико архаичный роман Виктора Гюго вряд ли сегодня имел шанс проникнуть на экран в каком-то ином жанре. С песнями же и плясками — запросто! Впрочем, сюжет о побеге и скитаниях невинно осужденного и стараниях его преследователя вечен, о чем говорят нам актуальные события. А выбор актеров на главные роли (Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Хелена Бонэм-Картер, Саша Барон Коэн) обеспечит приток зрителей даже у нас.

Фишка: Режиссер Том Хупер — крепкий профи без особых художественных амбиций (что и к лучшему) — в качестве первоосновы взял 32-летней давности франко-английскую постановку. И это свидетельствует о том, что список мюзиклов, подлежащих кинематографизации, все редеет. Остается ждать киноверсии "Кошек" или ремейков "Скрипача на крыше". Кстати, неплохо бы и нашим киношникам вспомнить об отечественной истории жанра. Пропадает полузабытая зонг-опера Журбина "Орфей и Эвридика" — чем она хуже?

"Линкольн"



12 номинаций: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучший режиссер", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая работа оператора", "Лучшие костюмы", "Лучший звук", "Лучший монтаж", "Лучший саундтрек", "Лучшая работа художника-постановщика".

Зачем смотреть: Очередной проект Стивена Спилберга. Только ради этого стоит отсидеть три часа на скучнейшем из байопиков, который своим незамутненным патриотизмом больше всего напоминает советские кинобиографии 50-х. Впрочем, есть и другие причины: невероятной красоты природа в кадре, виртуозная работа операторов, талант гримеров (это ж надо — превратить в сухопарого Линкольна ирландского красавца Дэниела Дэй-Льюиса!)


Фишка: Первоначально Линкольном должен был стать другой ирландец, Лиам Нисон, но он отказался — дескать, староват для Линкольна. Да, Нисону уже 60 — и он на 5 лет старше, чем Линкольн в 1865-м. Но, думается, дело не только в этом. Из Нисона просто не получилось бы такого картинно идеального Линкольна, как из Льюиса. Благодаря этому фильму США заполучили еще одно кинематографическое обоснование собственных ценностей и свобод, а Стивен Спилберг — еще один камень в фундамент памятника самому себе.

"Жизнь Пи"


11 номинаций: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая работа оператора", "Лучший звук", "Лучший монтаж", "Лучший монтаж звука", "Лучшие визуальные эффекты", "Лучшая песня", "Лучший саундтрек", "Лучшая работа художника-постановщика".

Зачем смотреть: Западные книжные бестселлеры на нашем рынке (если это не "Гарри Поттер" и не "50 оттенков серого") зачастую приживаются с трудом. Так было и с первоисточником фильма: лет шесть тому назад книга лауреата "Букера" Янна Мартела прошла в России незамеченной. Зато в своем экранном воплощении история о том, как сын владельца индийского зоопарка дрейфует в океане в компании толпы животных, не могла нам не понравиться.


Фишка: Хитроумный китаец Энг Ли, взявшийся за картину после того, как за бортом (простите за каламбур) оказались Жан-Пьер Жене, Альфонсо Куарон и М. Найт Шьямалан, превратил притчу Мартела в невероятно красивое зрелище. И для этого ему даже не понадобились актеры-звезды (к примеру, Тоби Магуайр лишился роли Писателя из-за того, что "чересчур известен"). Результат не замедлил сказаться: на "Жизнь Пи" валят толпы. А считывают зрители смысл притчи или нет, уже не так важно.

"Мастер"



3 номинации: "Лучшая мужская роль", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучшая женская роль второго плана".

Зачем смотреть: Автор "Магнолии" и "Нефти" Пол Томас Андерсон умудрился снять гипнотический фильм о дружбе алкоголика-матроса и основателя новой религии. Говорят, что в качестве прототипа Мастера (вернее был бы перевод Учитель или Наставник) Андерсон выбрал отца сайентологии Рона Хаббарда. Сам режиссер этого не отрицает, но подчеркивает: дескать, не это главное. И впрямь не главное: Хоакин Феникс и Филип Сеймур-Хоффман разыгрывают историю о том, что человеку скверно без Бога, но и Богу без человека не очень хорошо. Даже если Бог — авантюрист, а человек — похотливый алкоголик. Прогремевшая в Венеции картина, снятая на архаичную 70-миллиметровую кинопленку, обладает к тому же сильнейшим довеском — саундтреком, написанным гитаристом Radiohead Джонни Гринвудом в его характерной тягучей, завораживающей манере.


Фишка: Несмотря на все свои достоинства, в списке оскаровских номинантов "Мастер" присутствует лишь потому, что должен же кто-то здесь представлять авторское кино. И Андерсон на роль этого представителя подходит идеально.

"Королевство полной луны"


1 номинация: "Лучший оригинальный сценарий".

Зачем смотреть: Еще один Андерсон, Уэс, тоже годится на роль адвоката авторского кино. Он куда более гибок и лабилен, но никак не менее сложен для восприятия, чем Пол Томас. Поначалу его история о сбежавших от взрослого мира влюбленных детях кажется сентиментальной комедией европейского разлива вроде "Амели". Но по сути это парафраз истории о потерянном и возвращенном рае (или о всемирном потопе, на что намекает музыка композитора Бриттена из оперы "Ноев ковчег"). Вообще, это очень религиозный фильм — даром что сюжетная история вполне светская, да еще и с хэппи-эндом: сироту, от которого отказались приемные родители, таки усыновляет шериф, а значит, колония ему не грозит. Но для того, кто видел рай, это слабая компенсация.


Фишка: То, что "Королевство" получило на "Золотом глобусе" приз как "лучшая комедия", кажется издевкой. Но Андерсон, наверное, только ухмыльнется и снимет еще одну притчу, не менее поверхностную и захватывающую.

"Кон-Тики"


1 номинация: "Лучший фильм на иностранном языке".

Зачем смотреть: У норвежцев не так много поводов для национальной гордости. Одним из них, бесспорно, является Тур Хейердал — ученый и путешественник, который в 1947 году предпринял на плоту "Кон-Тики" экспедицию с целью доказать миру, что предки полинезийцев могли приплыть из Южной Америки. Снятый самим Хейердалом документальный фильм в 1951-м стал лауреатом "Оскара". В 2013-м картина его соотечественников Хоакина Роннинга и Эспена Сандберга, основанная на том же сюжете, попала в шорт-лист.

Фишка: В фильме много неясного — например, мотивы участников экспедиции и их взаимоотношения на плоту остались за кадром. Главное блюдо здесь — маниакальная одержимость самого исследователя, его готовность пожертвовать всем ради своей гипотезы. А впечатляющие морские съемки и картины дикой природы — это уже гарнир. Правда, "Оскара" норвежцам, скорее всего, не видать — куда им против Ханеке с "Любовью".

"Пираты! Банда неудачников"


1 номинация: "Лучший анимационный фильм".

Зачем смотреть: Еще один номинант, имеющий мало шансов на победу. При этом посмотреть его нужно. Во-первых, потому что в сочетании трехмерной компьютерной анимации с методами анимации пластилиновой, кажется, заключается рецепт спасения всей отрасли, попавшей в тупик. Второе — взрослый зритель с удовольствием считает всю ту иронию, которую создатели картины направили на кучу незыблемых институций — от дарвиновской теории происхождения видов до британской монархии, от свободных выборов до закрытых клубов гурманов. И третье — это просто очень веселый, залихватский и внутренне свободный фильм о том, что именно лузерами и принадлежит мир.

Фишка: "Храбрая сердцем" ярче и эффектней — но никак не сердечней и бесхитростней.