Главная Статьи о Кино «Призрак»: история одной тени

«Призрак»: история одной тени

E-mail Печать PDF

Впервые за последние 15 лет Роман Полански снял захватывающий детективный триллер в лучших традициях этого жанра.

Когда-то давно Роман Полански выпускал по фильму в год. И все они получали высочайшую оценку зрителей и критиков. В 2002 году на экраны вышел "Пианист" — фильм, который многие считают вершиной творчества Полански (3 "Оскара", 7 "Сезаров", 2 премии "БАФТА" и еще много-много различных наград и номинаций). С тех самых пор режиссер не снимал ничего такого, что могло бы порадовать его поклонников ("Оливер Твист" не в счет — этот фильм Полански сознательно снимал как блокбастер для подростков, правда, его прокатные ожидания совсем не оправдались). И наконец свершилось! В прокат выходит политический триллер-детектив с Юэном Макгрегором и Пирсом Броснаном в главных ролях.

"Призрак пера", или "литературный негр" (Макгрегор) нанят дописать биографию бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга (Броснан). Его предшественник, Макэра, практически закончивший работу над книгой, найден мертвым на берегу залива. "Призрак" приезжает в маленький курортный городок на острове на востоке США, где находится резиденция премьер-министра, чтобы там дописать будущий бестселлер. По ходу работы он выясняет неожиданные подробности жизни Лэнга, проливающие свет на внезапную гибель Макэры.

"Призрак" — экранизация романа британского писателя и журналиста Роберта Харриса. Это один из немногих случаев в истории, когда работа над фильмом началась еще до того как книга была выпущена. Когда же "Призрак" все-таки увидел свет, он мгновенно стал настоящим бестселлером. Читатели все как один заключили, что прототип Адама Лэнга — бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Сам Харрис от подобных заявлений открещивается, хотя схожесть все-таки есть: противоречивое отношение избирателей, скандалы, сопровождающие его отставку, жена-единомышленница... Впрочем, сравнивать реального и вымышленного премьер-министров — развлечение скорее для британцев, всем остальным, пожалуй, и дела до этого никакого нет. Пирс Броснан без особого труда позабыл все свои "бондианские" замашки и вполне убедительно сыграл нечистого на руку политика — уверенного в себе, но зависимого от своей помощницы и охраны, мудрого и хитрого, но не умеющего скрывать искренние эмоции и неудобную правду.

Не менее интересен герой Юэна Макгрегора — безымянный автор, приговоренный быть тенью своего клиента. Выполняя трудную литературную работу, он лишь получает свои деньги, а о славе и признании может и не мечтать. Его даже не приглашают на презентации книг, им написанных. Скромный, трусливый, но когда необходимо остроумный и решительный, — Макгрегор наполнил серьезным содержанием персонажа, имя которого за весь фильм так ни разу и не прозвучало.

В эпоху многомиллионных блокбастеров, завоевывающих любовь публики не сюжетом и глубиной внутреннего мира персонажей, а визуальным рядом и плоскими шутками, зрителям-интеллектуалам приходится несладко. Современный артхаус, составляющий программы европейских кинофестивалей, все чаще ограничивается изображением либо локальных войн, либо грубой сексуальности. В этом потоке самых разнообразных, но в то же время похожих друг на друга картин "Призрак" держится в стороне. Это классический детективный триллер в духе Полански, таящий в себе поистине хичкоковское напряжение, нарастающее с каждой минутой и поддерживаемое музыкой Алексндра Деспла. Он вовлекает зрителя в процесс решения этой увлекательной головоломки, появившейся в жизни "призрака", заставляет думать, сосредотачиваться, выдвигать собственные предположения. Это ощущение неопределенности, непредвиденности развития события, давления от раскрытия нелицеприятных тайн сохраняется на протяжении всей картины, и кажется, что у этой истории нет конца, как нет конца этим проливным дождям и холоду, сопровождающим главных героев повсюду, где бы они ни находились.