Во многом режиссер этого добился благодаря великолепн..." /> «Кошечка»: Ефремов в пачке и другие

«Кошечка»: Ефремов в пачке и другие

02.07.2013 13:59
Печать
Четыре новеллы, из которых состоит картина Григория Константинопольского "Кошечка", открывают новую страницу отечественного авторского кино. Во многом режиссер этого добился благодаря великолепному актерскому ансамблю.


Нынешнее отечественное кино редко балует внимательным и адекватным отношением к зрителю. Либо кино требует от него заплатить деньги и получить весьма спорный по качеству, но богато сделанный продукт, либо же предлагает абсолютно фестивальное кино, неприятное и понятное в лучшем случае кинокритикам. "Кошечка" Григория Константинопольского – счастливое исключение. Это умное, трагикомическое кино с блестящими актерскими работами, которое обращается к зрителю напрямую и доверяет ему. Результатом становится диалог зрителя с фильмом, а главное, живая эмоция в ответ на происходящие на экране события. Подобная эмоциональность редко встречается в индустрии развлечений и отличает подлинное произведение искусства от обыкновенного продукта.

Фильм начинается новеллой о таланте. Михаил Ефремов в роли старой балерины, посвятившей себя миру искусства, рассказывает историю своей в общем-то несчастной жизни как увлекательную сагу об успехе. Он/она упивается балетом, тем, что может дать талант человеку, как он может возвысить его над бренным миром. Пусть только в своей фантазии, а не в реальной жизни. Это новелла о принадлежности человека к высокому искусству. А следующий за этим рассказ героя Александра Стриженова – об искусстве любить, и о том, какие разные формы эта любовь может принимать. Когда слушаешь о страданиях персонажа, в памяти всплывает собственный опыт, и момент сопереживания сглаживает излишнюю эмоциональность актера. Виктор Сухоруков из третьей новеллы выступает в образе младенца, который учит зрителя искусству жить. И этот урок страшен и смешон одновременно. Ключевой же становится новелла с Евгением Стычкиным в главной роли. Писатель в творческом кризисе – излюбленная тема многих авторов. Рассказ о "кошечке", которая вдохновляет на творчество, становится персональным квестом для каждого зрителя.

Григорий Константинопольский, получивший известность после фильма "$8 1/2", не оставляет попыток заново обучить зрителей экранному языку. Четверо главных персонажей и незримо присутствующий автор – вот то, что предлагает нам этот герметичный фильм. "Кошечка" – абсолютно литературное, вернее, вербальное произведение. Все действия, мысли персонажей, их прошлое и будущее – все выражено исключительно в слове, и зрителю приходится доверяться именно слову. Это непривычно, тем более, что визуальных находок в картине практически нет (хотя нельзя не отметить блестящие операторские работы, сохранившие замкнутость пространства, но не одарившие аудиторию клаустрофобией). Весь фильм построен на крупных планах, и оторваться от человека на экране крайне сложно – они обращаются конкретно к каждому, стремятся убедить, рассмешить, удивить. Полтора часа подобной сфокусированности на лице выдержать сложно: это вызывает дискомфорт. В нашей жизни мы позволяем подобное приближение только близким людям. Но в этом и заложена идея фильма – приблизить персонажа настолько, чтобы он стал интересен зрителю, чтобы его история стала историей человека, смотрящего кино. Поэтому истории, рассказанные в "Кошечке", охватывают всю человеческую жизнь, в ее проявлениях любви и ненависти, рождения и старения, творчества и существования. А еще это кино очень радостное, в нем есть витальность и искренность, столь необходимая современному кино.