Лен..." /> «Поп»: духовные прыжки
Главная Статьи о Кино «Поп»: духовные прыжки

«Поп»: духовные прыжки

E-mail Печать PDF
В новом фильме Владимира Хотиненко Сергей Маковецкий играет деревенского батюшку, невидимого героя Второй Мировой.


Сергей Маковецкий

Фильм Владимира Хотиненко "Поп" – важнейший госзаказ. Лента сделана кинокомпанией РПЦ "Православная энциклопедия" по благословению почившего Алексия II и под патронажем Дмитрия Медведева. Функцию денежной трубы выполняют Газпром и прочие многовеликие спонсоры. Премьера назначена на пасхальную ночь в храме Христа Спасителя. Напрашивается аналогия с благословением олимпийской сборной в том же ХХС, что окончилось тотальным провалом олимпийцев. В либеральных кругах уже пошли толки о том, что "Поп" – это очередной дутый "пшик" российского официоза. Так ли это?

Священника Александра Ионина (Маковецкий) война застает в латвийской деревне. При поддержке оккупантов создается Псковская православная миссия. Для немцев это орудие пропаганды. Для церкви – возможность помогать соотечественникам на оккупированной территории и вернуть былой авторитет. Отца Александра волнуют судьбы простых людей, и он отправляется в деревню Закаты под Псков. Здесь он восстанавливает церковь, возит теплую одежду и еду в концлагерь, ютит детей-сирот и ведет душеспасительные беседы с партизанами, полицаями и даже с православным немецким полковником. Периодически все они грозятся его убить, но батюшка увещевает их словом. Однако в 1944 возвращается Красная армия, и отца Александра таки отправляют в ссылку.

Приобретя статус придворного режиссера, Хотиненко обзавелся и общим для этой категории кинематографистов синдромом. Всем им то ли здравый смысл начинает изменять, то ли совесть отказывать. В подробности мы вдаваться не будем. Но на ум, что называется, пошло… Понятно, что Хотиненко в данном случае имел дело с весьма тонким материалом – дела духовные и времена трагические. Стоит вспомнить в связи с темой классическую картину Ларисы Шепитько "Восхождение" о попавшем в плен к фашистам бывшем учителе. А рабочее название "Попа" – "Преображение" – указывает на то, что связь эта была очевидной и для авторов фильма. На "Восхождение" многие критики пеняли за чрезмерный эмоциональный пафос. Впрочем, стоит признать, что даже возможные перегибы смотрятся здесь органично, а картина в целом решена мастерски. Чего нельзя сказать, к сожалению, о фильме "Поп". Немцы показаны шаблонно, почти карикатурно, селяне – благостными дурачками. Моменты истины, свидетельства божественного вмешательства даны через дуновения ветра и таинственные свечения – приемы затертые, достойные дешевых видеоклипов. Мало того, показаны они явно, во весь экран – чтобы глухой услышал, а слепой узрел. Ни о какой тонкости, тем более уж об индивидуальном творческом решении, речи не идет. Меж тем сценарием, несмотря на заявленный драматизм, никаких особых событий не предусмотрено. А при нарочито пасторальном фоне складывается ощущение, что весь фильм ничего не происходит. И когда в финале явным хулиганством звучит песня Boney M Rivers of Babylon становится ясно, что это и есть единственное авторское высказывание режиссера. Возвращаясь к спортивной аналогии, следует заключить: обязательная программа подмяла под себя произвольную.