Главная Статьи о Кино «Душевная кухня»: кулинарные проблемы нацменьшинств

«Душевная кухня»: кулинарные проблемы нацменьшинств

E-mail Печать PDF
Фатих Акин — режиссер культовой ленты "Головой о стену" круто изменил стилистику. В его картине "Душевная кухня" на смену жесткому пассонарному повествованию пришел развеселый многонациональный карнавал.


Немец турецкого происхождения — 35-летний режиссер Фатих Акин — главная надежда немецкого кинематографа. Его фильм 2003-го года "Головой о стену" стал первым немецким фильмом, победившим на Берлинале за последние 18 лет. Впрочем, своей новой лентой он преподнес неожиданный сюрприз как кинокритикам, так и зрителям. Он снял этническую комедию, с долей романтики, политкорректной социальностью и оглушительным хэппи эндом.

Грек Зинос (Адам Бусдукос) держит медленно, но верно загибающийся ресторан под названием Soul Kitchen (отсюда и название русской прокатной версии, soul — не только музыкальный стиль, но и "душа" по-английски) где-то на окраине Гамбурга. Дела, несмотря на душевность всех сотрудников и завсегдатаев заведения, идут скорее шатко, чем валко. Вдобавок девушка Зиноса собирается переехать в Шанхай и недвусмысленно выносит кулинару-романтику мозг на предмет выбора между любимым делом и любимой женщиной. Тем временем, брат ресторатора (Мориц Блайбтрой), отбывающий срок в местах лишения, но совсем неподалеку, требует пристроить его на работу, чтобы получать увольнительные часы и дни (в немецких тюрьмах такое бывает). Ситуация осложняется тем, что брат, как настоящий грек, склонен скорее предаваться гедонизму и носить гигантский нательный крест, чем работать. Сразу по ходу дела — заметка на полях — то, как режиссеру удалось превратить нордического красавца в ближневосточного раздолбая — один из самых удачных актерских трюков. Герой фильма "Беги, Лола, беги" ничуть не напоминает опереточного усача, а вполне органично вплетается в кустурицеобразную комедию, в которую Фатих и играет.

Возвращаясь к сюжету, добавьте еще ряд проблем, свалившихся на Зиноса. Это и острый приступ радикулита, вылечить который не представляется возможным, во-первых, из-за отсутствия у иммигранта медицинской страховки, а во-вторых, по причинам сюжетным — ближе к финалу с этой задачей справится принцесса с берегов Босфора. И злодей-одноклассник, норовящий выкупить ресторан, чтобы снести его и на освободившейся территории предаться грязным манипуляциям с недвижимостью. И сексуально озабоченная налоговая инспекторша. И полубезумный повар, чуть что мечущий кухонный нож куда ни попадя. (В роли последнего, кстати, и снялся Бирол Унел — один из самых харизматичных актеров современного кино, звезда картины "Головой о стену".) Когда ситуация окончательно заходит в тупик: девушка бросает, а ресторан отнимают, чудо все-таки случается. И начинается жизнь, красивая как пряник, под звуки старого винила и восточных мотивов.

Можно было бы сказать, что от социального критика, размышляющего на острую тему двойной национальной identity и трагедии невозможности человеческого взаимопонимания, каким Фатих представал в предыдущих картинах, не осталось ничего. Кажется, что это коммерческий продукт, лишь отчасти напоминающий стиль автора "Головой о стену" или "На краю рая". Но есть нюансы. Во-первых, перед нами профессиональное современное кино, в меру киноманское, в меру развлекательное, замешанное на модной в последнее время пазловой драматургии. А во-вторых, вполне возможно, что мы имеем дело с сознательным облегчением острой социальной проблемы. На смену трагедии пришла сказка, чей терапевтический эффект еще сильнее. В этом смысле, новый фильм турецкого немца, странным образом, отсылает не только к британским комедиям о нацменьшинствах, но и к такой же сказочной ленте Дэнни Бойла "Миллионер из трущоб". Современные сказки — не самое неприятное явление на свете. Стоит посмотреть, одним словом.