"Асса", снятая Соловьевым в 1987 году, буквально "вз..." /> Сергей Соловьев: «2-Асса-2» и «Анна Каренина»
Главная Статьи о Кино Сергей Соловьев: «2-Асса-2» и «Анна Каренина»

Сергей Соловьев: «2-Асса-2» и «Анна Каренина»

E-mail Печать PDF

В Москве прошли громкие премьеры двух новых фильмов Сергея Соловьева - "2-Асса-2" и "Анна Каренина". Обозреватели "ВД" посмотрели обе картины.

"Асса", снятая Соловьевым в 1987 году, буквально "взорвала" СССР. Впервые на советском экране показали неформальную культуру — главных "хулиганов 80-х". Впервые на всю страну прозвучала актуальная тогда музыка: Виктор Цой, Жанна Агузарова, Борис Гребенщиков. В создании фильма поучаствовал цвет русского рока, а пластинка с саундтреком разошлась гигантским тиражом. В финале картины главные герои гибнут, и история, как казалось, не подразумевает продолжения. Но оно случилось.

Самое удивительное, что вторую часть "Ассы" Соловьев поначалу и не думал снимать. Замысел возник случайно. Четырнадцать последних лет Соловьев вынашивал идею экранизировать "Анну Каренину". В результате, "Каренина" таки появилась на свет, а "2-Асса-2" стала фильмом про то, как снимали "Каренину". По сути, это самый выстраданный проект режиссера.

Оба фильма составляют дилогию. Сам режиссер рекомендует смотреть их именно так — сначала "2-Асса-2", потом "Каренина". Причем, желательно, — без большой паузы.

Сергей Соловьев: "Есть много фильмов, где сюжет — это съемки. Например, "Восемь с половиной". Но ни в одной из известных мне картин не ясно, что за кино там снимают. Это всегда оставалось за кадром. А в "2-Ассе-2" понятно, что снимают: "Анну Каренину"! Ужасно друг друга мучают и терзают этой "Анны Карениной", кстати!"

Истории в обеих картинах пересекаются под самыми неожиданными углами. Так, в какой-то момент в "2-Ассе-2" возникает характерно бородатый Лев Толстой. А Татьяна Друбич — главная героиня обеих картин — в финале, опять же, и той, и другой, попадает под поезд.

Сергей Соловьев: "2-Асса-2" получилась так. Всякий раз, когда я собирался экранизировать "Анну Каренину", все срывалось. Затея, как и сама Каренина, летела под паровоз: попадала под все финансовые гадости последних 15 лет. И вот, когда в очередной раз у меня стала гореть "Каренина", я вдруг понял — самое время снимать вторую "Ассу". Я вспомнил, как мы все когда-то на концерте "Кино" в Зеленом театре (финальная сцена первой "Ассы" - ред. "ВД") орали: "Перемен! Мы ждем перемен!". И я спросил себя: неужели сегодня наступили именно те перемены, о которых мы тогда пели? Нет! Перемены наступили, но они — совершенно не те, которых мы ждали. И новая "Асса" - как раз фильм об этих наступивших переменах. За 20 лет выросло другое поколение. Моей дочери Ане во время первых съемок был год. Сейчас она уже взрослая девушка, закончила консерваторию, я очень благодарен ей за то, что она написала музыку для "Анны Карениной". Кстати, вторая "Асса" никаких ответов не дает: хороши эти перемены, или нет. Она задает новые вопросы".

Вопросов к "2-Ассе-2" - самому спорному фильму Соловьева, - на самом деле масса. Если в первой картине имелся вполне конкретный сюжет с некоторым элементом веселого бреда, то в новом фильме пропорции распределены ровно наоборот. Сюжет тонет в абсурде, на этот раз мрачном и безысходном, и разобраться в нем сможет не каждый. Например, возникновение покойного Бананана (главного героя первой "Ассы") объясняется так. Голову героя немедленно после утопления отрезали и пришили к телу уголовника. В таком виде он стал главным в России олигархом по продаже семечек. Устав же от семечек, он играет на флейте.

Причем, Соловьев в новой "Ассе" не только воскрешает, но и запросто убивает героев. В таких количествах и с такой легкостью, что финальный титр "Уныние — страшный грех" выглядит издевательски. По словам Сергея Александровича, просмотрев вторую "Ассу", один знакомый признался ему, что после такого кино хочется сунуть шею в петлю.

Насколько безумна "2-Асса-2", настолько предсказуема "Анна Каренина".

Сергей Соловьев: «2-Асса-2» и «Анна Каренина»

Сергей Соловьев: "История абсолютно никак не модернизирована мной. Рихтер говорил: "Когда играете классику – не фантазируйте! Охота что-то новое сделать – сядьте и напишите новое сочинение". И я, попав под чары Рихтера, не фантазировал".

"Каренина" снята в аутентичных интерьерах дворцов Санкт-Петербурга, радует глаз костюмами и богата сильными российскими актерами: Олег Янковский, Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Сергей Гармаш, Ярослав Бойко. В то же время картина по-школьному следует тексту (естественно, насколько позволяет двухчасовой формат). Ну разве что с большим, нежели в романе, вкусом показано пристрастие героини к морфию — Каренина лечила таким образом нервы.

Подобная аккуратность, возможно, мотивирована тем, что фильм снят по заказу "Первого канала", не всегда отзывчивого по отношению к режиссерским вольностям. Не секрет, что это нарезка будущего сериала, который в свое время будет продемонстрирован на ТВ — подобный фокус мы уже наблюдали с "Адмиралом".
Суховатую, внятную, лишенную творческих порывов "Анну Каренину" и по-настоящему безумную "2-Ассу-2", действительно, как и рекомендует режиссер, нужно смотреть без большой паузы. Они такие разные и все-таки вместе. Окажись в экранизации Толстого чуть больше художественной свободы, а в сиквеле культовой перестроечной ленты — внятности, было бы лучше. Ну да Соловьев в советах по режиссуре нуждается, кажется, меньше всего.

По предварительным данным фильмы выходят в прокат осенью.

 
https://vk.com/premium.trade https://vk.com/premium.trade