Главная Статьи о Кино Игорь Петренко и Тарас Бульба

Игорь Петренко и Тарас Бульба

E-mail Печать PDF

В прокат выходит "Тарас Бульба" - долгожданный блокбастер по Гоголю, поставленный мастером экранизации классики Владимиром Бортко. Самая непростая роль — предателя-красавца Андрия — досталась Игорю Петренко. "ВД" поговорил с актером о войне, женщинах и морали.

Вообще-то "Бульба" был готов год назад — картину специально придержали на полке, ожидая круглую дату: 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. Понимая важность момента, Бортко подошел к литературному материалу творчески и слегка изменил сюжет. Не найдя в тексте Гоголя достаточных по современным меркам оснований для войны с поляками, режиссер позволил ляхам жестоко убить жену Тараса. Таким образом, и без того мрачный вестерн из жизни "самураев" средневековой Руси стал еще более кровавым. На экране — около тысячи хорошо вооруженных мужчин, которые долго и затейливо мучают друг друга с помощью сабель, пушек и горящего масла. Все это смотрится настолько устрашающе, что, к примеру, на сцене казни Остапа (Владимир Вдовиченков) женщинам и детям лучше закрыть глаза. Богдан Ступка (Тарас Бульба) и Михаил Боярский (Мосий Шило) соперничают друг с другом по части брутального мужского обаяния. Игорю Петренко (Андрий) по ходу сюжета приходится решать этически не самые однозначные вопросы. Ради любви к красивой полячке (Магда Мельцаж) он сражается против отца и предает память матери.

Игорь, ваш герой считает, что родина - это то место, где твое сердце, а не то, где ты рожден. Вы согласны с ним?
Согласен. Я родился в городе Потсдаме, но моя родина не там.

Игорь Петренко и Тарас Бульба

Вы могли бы оказаться на месте Андрия и сделать такой же выбор?
Честно говоря, узнав, что в фильме есть сцена убийства матери, я не спал пару ночей. Слава Богу, судьба не ставила меня в такой тупик — выбирать между любовью и местью убийцам матери. Сидя в кресле, попивая кофе, можно задавать себе любые вопросы. Андрий у Гоголя был лишен жажды мести, его мать не убивали ляхи. Конечно, случись такая ситуация со мной лично, выбор, скорее всего, был бы очевидным... когда убили твою мать и разграбили твое село — говорить больше не о чем. Хотя, если подумать, на месте Андрия я бы поступил так: забрал бы девушку и покинул с ней осажденный город через потайной ход. На сторону врага я бы не перешел и вообще отказался бы от этой войны. И моя речь в сцене объяснения с полячкой была бы иной.

Какой?
Ну, как-то так: "Наши предки затеяли эту битву. Мы не можем ее остановить. Моего великодушия достаточно, чтобы не воевать против твоего отца и твоего народа. Но я украду тебя отсюда. Извини". Взял бы ее за руку и ушел бы. Меня, скорее всего, поймали бы как дезертира, и казнили. Но совесть была бы чиста.

Игорь Петренко и Тарас Бульба

Как вне съемок шло общение с Магдой Мельцаж (польская актриса, исполнившая роль возлюбленной Андрия - "ВД")?
Я не мог не замечать ее красоты. Она потрясающе, невероятно прекрасна. У нее особая, непривычная для нас ментальность. Кроме того, она замечательный человек. Очень требовательно относилась к себе и трепетно — к съемочному процессу. Я могу вам сказать — несмотря на любовные сцены в фильме, в жизни мы с Магдой сохранили целомудренные отношения (хотя, конечно, все могло быть — контролировать чувства очень сложно). Кстати, мне кажется, это и дало нам возможность сыграть страсть между нашими героями так сильно.

Это известный голливудский прием — если требуется сыграть любовь, вне съемок не должно быть никаких романтических отношений?
Я не знаю приемов в Голливуде, но я знаю, как много соблазнов, когда находишься рядом в длительной экспедиции. Мы с Магдой молодцы, очень достойно держались во всей этой истории. При встрече с ней у меня не будет ощущения, что я что-то у кого-то ворую. Хотя кто-то наверняка скажет: "Эх, дурак... такую красотку упустил".

Игорь Петренко и Тарас Бульба

На каком языке вы с ней общались — она ведь не знает русского?
В начале съемок — на английском, она же живет в Нью Йорке. К концу – уже на русском. Она проявляла большой интерес к нашей культуре.

Если говорить не о вашем герое, а о вас, готовы ли вы безоговорочно защищать государство?
Есть разные войны. Есть войны за мир, и есть войны за власть. Я готов биться за мир, защищать государство, в котором процветают любовь, гармония, разум и мудрость. Как сказал Эйнштейн: "Пока есть человек, будут и войны". Я по своему складу философ. Когда вижу, что две национальности пытаются сжечь Храмы друг друга, мне больно. Когда я подхожу к мечети, то чувствую святость этого места, понимаю, что здесь ест Бог. Хотя это и другая ментальность. Поэтому я не поддерживаю казаков, которые боролись с "плохими ляхами".

Игорь Петренко и Тарас Бульба

Иначе говоря, позиция еврея Янкеля, который считает, что Андрий никого не предал, а просто перешел туда, где ему лучше, вам ближе?
Да нет, позиция Янкеля совсем иная. Это вообще особый подход к жизни, национальный характер — выбирать, где получше. За это качество евреев любят одни и не любят другие.

В фильме вы так лихо обращаетесь с саблей.
Ну что вы, это просто хорошая картинка получилась. Конечно, саблей машу я, а не дублер. Но из того, что я намахал, выбрали самый удачный ракурс.

Игорь Петренко и Тарас Бульба

С лошадью — так же?
Как раз нет. С лошадью все честно. Я хорошо сижу в седле. Все началось с картины "Звезда". Ради маленького проскока я три месяца натирал себе кровавые мозоли на пятой точке. После "Звезды" все мои картины были связаны с ездой. Что касается оружия и всех боевых сцен, с нами работал блестящий мастер фехтования, один из лучших постановщиков мира — Ник Паул, который ставил бои в "Гладиаторе", "Последнем самурае" и "Джеймсе Бонде". К сожалению, последние сцены мы снимали без него. Что-то, возможно, получилось не так, как хотелось. Судить зрителю.

Где проходили съемки?
В основном, на Украине, в районе Хмельницкого, Каменца-Подольского, Хортицы. Снимали и в Запорожье, где когда-то находилась настоящая Сечь. В Киевской Лавре снимали Бурсу, в которой Остап и Андрей проходят обучение.

Игорь Петренко и Тарас Бульба

Как вы думаете, несмотря на все попытки поддержать патриотическое кино, американский кинематограф в итоге погубит наш, русский?
Да нет, ну что вы! Не надо стараться, чтобы наше кино отвечало их стандартам. Мы их в этом не переплюнем. Слава Богу, наступил кризис — денег на спецэффекты больше нет. Придется делать ставку на талант и хорошее игровое кино. Главное, чтобы производители это поняли. Вспомнили, что у нас был золотой фонд, который мы создали без всяких там спецэффектов. Вспомнили бы о корнях. Вообще, народ, который помнит о своих корнях, непобедим. Посмотрите на народы Кавказа. Они малочисленны, но их невозможно сломать. Они держатся за свою культуру. Никогда ни с кем не сливаются и всегда сохраняют свое лицо. Нам надо вспомнить о своих предках, а не озираться по сторонам, не искать, где "покрасивше".

Фильм "Тарас Бульба" с Игорем Петренко в одной из главных ролей смотрите в кинотеатрах со 2 апреля.

 
https://vk.com/premium.trade https://vk.com/premium.trade