Главная Статьи о Кино Адмиралъ Всея Руси

Адмиралъ Всея Руси

E-mail Печать PDF

В ближайший уикенд на 1250 экранах страны стартует самая пафосная премьера осени – первый русский блокбастер, претендующий на документально-историческую достоверность

Есть в России официальная организация, игнорирующая поиски национальной идеи, однако, прилежно эту идею воплощающая. Это телеканал ОРТ - властитель дум, модератор новостей, музыкальных мод, цирковых и ледовых праздников… Но все это делается "между прочим" - для рейтинга, не для славы, ведь по сути, телеканал однолюб: кроме денег и власти №1 любит только кино, причем, взаимно. Год от года блокбастеры, выпускаемые медийным монстром, становятся успешней, выглядят художественней. В очередной кинопремьере есть все, чего не хватало "Гамбиту", "Дозору" и "Иронии" : холодная волна и вспышки орудий, сталь глаз, чистая слеза, художественно-историческая атмосфера и любовь по-русски – горькая и трагическая, как наши бескрайние просторы. Вне сомнения "Адмиралъ" отобьет свой 16 млн. бюджет, покорит Запад и покажет "кузькину мать" необаятельным и инфантильным мастерам отечественного экрана. Более того, он этого достоин. На то есть 7 причин.




1. Главный герой. Любовь и война.
В пестрых рядах героев Гражданской войны адмирал Колчак — самая романтичная фигура. Истовый исследователь Заполярья, боевой капитан Порт-Артура и Балтики, главнокомандующий Черноморским флотом. Среди Сибири воздвиг себе "памятник нерукотворный" с дерзкой росписью "Верховный Правитель России" и, не покинув пьедестала, принял 9 грамм революционного иркутского свинца. Закаляясь в стальных грозах Гражданской войны, Александр Васильевич сочинял романсы (один бессмертный - "Гори, гори моя звезда") и трепетные письма возлюбленной Анне Тимеревой. Эпистолярный роман героя и красавицы вдохновил неутомимых продюсеров Максимова и Файзиева на поиск фактуры, конгениальной духу эпохи и переписки.




2. Создатели. Звездный состав
В режиссерское кресло был приглашен Андрей Кравчук - постановщик выдвинутой на "Оскар" мелодрамы "Итальянец", сценарий писал опытный драматург Валуцкий ("Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Благословите женщину"), режиссером монтажа стал Том Рольф (многоопытный соратник и соавтор раннего Скорсезе). Кастинг шел полтора года. В итоге был утвержден основной актерский состав "Иронии судьбы-2" в лице Константина Хабенского, Елизаветы Боярской и Сергея Безрукова. Последнему, кстати, на съемках пришлось особенно непросто. Известная по "Чапаеву" "психическая атака" снималась при температуре -31, и у актера, играющего генерала Каппеля, к ужасу гримеров, периодически вставали дыбом парик и усы. Хабенский, в свою очередь, прошел курс конной езды и ходил в морские рейды с моряками.




3. Спецэффекты. Масштаб и размах
События картины разворачиваются в 1917-1920 годах на 3 млн. км2 суши и моря – от Петербурга до Севастополя, от Торжка до Иркутска. Разнообразие натуры, обилие батальных и светских сцен требовалось собрать в историческую фреску с помощью компьютерных технологий. Уникальность ситуации в том, что впервые в новейшей истории отечественного кино мастерам спецэффектов предстояло не отлакировать картинку, а придать роковым событиям историческую достоверность - перед командой из восьми 3D художников-компоузеров под руководством супервайзера Сергея Савенкова были поставлены задачи, которые в Голливуде могли быть решены лишь силами, увеличенными десятикратно. В течение более чем двухлетнего съемочного процесса шла работа над проработкой и прорисовкой морских и сухопутных боев, достойная отдельной песни. Надо полагать, продюсеры не забудут включить в DVD бонус с рассказами об этих уникальных технологиях, упомянем лишь некоторые из них.




4. Реалии. 12 минут и полгода работы
Прежде всего, пришлось поработать над общими планами. Площадками для эпизода эвакуации колчаковцев с омского вокзала стала рижская развязка и стадион "Металлург" на Яузской набережной. Засняв первый объект, Савенков разметил заснеженное поле линиями железнодорожных путей, расставил поперек зеленые экраны (хромокеи), и погонял на их фоне (вдоль линий разметки) сотню статистов в шинелях и папахах. Затем натура и "маневры" были совмещены и умножены в студийном компьютере. Добавлены изображения исторических зданий, птицы, сугробы, снегопад, дымки паровозов. Работа над очаровательной шестисекундной пасторалью заняла месяц.


Пожалуй, самой эффектной сценой стал морской бой, в ходе которого тощий как селедка балтийский миноносец "Сибирский стрелок" пускает ко дну сытный немецкий крейсер "Карл-Фридрих". 12-минутное уничтожение противника заняло полгода усердных трудов над воссозданием макета "Стрелка" и компьютерных моделей обеих кораблей по чертежам Архива ВМФ, но главная сложность заключалась именно в детализации сражения… Помимо артиллерийского обстрела, врага следовало подвергнуть минной атаке, смешав в адском коктейле взрыв воды, детонацию боезапаса, агонию стали и гибель команды. Проведя морские и сухопутные испытания, задействовав сотни килограммов тротила, наши специалисты просчитали не только траектории, но и драматургию взаимодействия ударных волн с самым впечатляющим результатом…

5. Мелкие детали. Как рождаются слухи
Компьютерная сказка едва не обернулась былью на съемочной площадке. Разбрасывая по севастопольской акватории пластиковые мины, участники съемочной группы позабыли за бортом один из рогатых шариков, своевременно замеченный локационной станцией украинского ВМФ. Эта находка чрезвычайно впечатлила президента Ющенко.




6. Антураж. История в деталях
Столь же впечатляющая, скрупулезная работа была проведена над гардеробом более 100 артистов и 200 статистов. Форменная зимняя и летняя одежда русской армии шилась строго по дореволюционным лекалам, модели штатских платьев воссоздавались по журналам мод и фотографиям персонажей, кружева и нижнее белье заимствовались из музеев и частных коллекций. Наиболее сложным был поиск модели элегантного купального костюма для адмирала. В данную эпоху мужские купальники были мало того, что некрасивые, так еще и полосатые, что художникам фильма никак не нравилось. В конце концов, в одном из каталогов был найден приятный во всех отношениях белый мужской купальник, в котором человеку артистичному и сейчас не грех показаться на пляже, если этот пляж не в рабочих пригородах. Чуть ли не единственное, с чем пришлось смириться в плане недостаточной аутентичности — выбритый на современный манер затылок Хабенского, параллельно снимавшегося в "Иронии судьбы".


На съемки были привлечены музейные ружья и пушки, а также крейсер "Аврора" в роли крейсера "Славы" (это единственный пребывающий в приличном состоянии корабль того времени). Залпы стоявшей на обычном месте "Авроры" (до этого ее орудия стреляли в кино только у Эйзенштейна) перепугали петербуржцев. Достоверность того, что мы увидим в кадре, в некотором роде подтвердили привлеченные в массовку солдаты российской армии, которых натурально тошнило при виде залитых свиной кровью манекенов с развороченными внутренностями.

7. Финал. Ничего, кроме правды
Зачем столько монотонных трудов, на что рассчитывают авторы-перфекционисты? Ответ в финальных кадрах - в красноречивом плане мгновенного, красивого старения лица Тимеревой, волей судеб не расстрелянной во дворе иркутского централа с несгибаемым возлюбленным, прожившей 55 советских лет, многократно арестованной и так и не пошедшей на компромиссы с властью. Продюсеры ОРТ проявили похвальную чуткость к зрителям, объевшимся истерично-опереточной клюквой "9 рот" и "Турецких гамбитов". На повестке дня кино героическое – мужественное и взрослое, кино в котором не только убивают, а живут и умирают. Как в лучшие времена — ничего, кроме правды.




Фильм "Адмиралъ" смотрите в кинотеатрах с 9 октября.

 
https://vk.com/premium.trade https://vk.com/premium.trade