Воспользовавшись случаем, "ВД" решил проанализиров..." /> Back in The USSR

Back in The USSR

E-mail Печать PDF

В прокат выходят "Стиляги" Тодоровского-младшего — костюмированный фильм-мюзикл об идеологической борьбе комсомольцев и модников 50-60-х. Воспользовавшись случаем, "ВД" решил проанализировать, что еще из советского прошлого сегодня на пике моды.

Тодоровский, в отличие от Карена Шахназарова, недавно снявшего "Исчезнувшую империю", посвященную поколению 70-х, не стремится досконально, от аутентичных урн до бочек с квасом, быть верным в деталях, и ставит перед собой принципиально другую задачу. Передать не документально зафиксированный быт эпохи, но ее вольнолюбивый дух и главные "тренды" тогдашней оттепельной моды: рок-н-ролл, прически-"коки", цветные галстуки и свободный секс, не требующий штампа в паспорте в качестве основного элемента любовной прелюдии. Примечательно при этом, что саундтрек "Стиляг" укомплектован музыкой из совсем другого периода советской истории. Так, прикрывшись простынкой, Оксана Акиньшина поет цоевскую "Восьмиклассницу", а остальные герои, включая возрастных персонажей Сергея Гармаша и Олега Янковского, отплясывают под ранние боевики "Наутилуса Помпилиуса", "Колибри" и "Браво". Сделано это все в манере мюзикла, особо востребованной, в свою очередь, в России "нулевых".

Советское ретро в новом кино:
"Стиляги", - Р: Валерий Тодоровский. В прокате с 25 декабря
"Бумажный солдат" - Р: Алексей Герман-младший
"Исчезнувшая империя" - Р: Карен Шахназаров
"Жизнь других" - Р: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк


Микст эпох
Мода на микширование советского и современного началась примерно в середине 90-х. Грандиозный успех выстреливших в новогоднюю ночь 1996-го года "Старых песен о главном" породил спрос на ностальгию по базовым ценностям СССР и определил профессиональные судьбы создателей программы: Константин Эрнст стал одним из самых успешных российских кинопродюсеров, а Леонид Парфенов, благодаря телевизионному циклу "Намедни. Наша эра" — главным в стране популяризатором ретро-эстетики.

В этом году "Намедни", давно покинувшая эфир, была издана в шикарно иллюстрированном книжном виде. Тот факт, что первый том антологии, при цене под тысячу рублей, попал в пятерку самых продаваемых книг в Москве (при том, что сарафанное радио рекомендует гражданам оптимизировать активы в гречку), сигнализирует, что мода на советское оказалась чрезвычайно мощным и долгоиграющим брэндом.

Леонид Парфенов "Намедни. 1961-1970г. Наша эра" /М: КоЛибРи, Agey Tomesh

Советские не сдаются
Главным ретро-рупором по-прежнему остается ТВ, где нашему сравнительно недавнему прошлому посвящены чуть ли не 90 процентов документальных телепроектов. Если "Исторические хроники" Николая Сванидзе отличает знакомая по "Намедни" ненавязчивая и занимательная подача материала, то легкая "желтизна", присущая программам Парфенова, приобрела термоядерный лимонный окрас в проектах типа "Максимум" или "Русские не сдаются". Там зрителю предлагается взгрустнуть о прошлом, глядя в спитые лица (зачастую в виде керамических фото на надгробиях) людей, в юности сыгравших в "Через тернии к звездам", и выслушивая пронзительные истории о том, насколько низко пали советские эстрадные звезды.
Более благополучные любимцы советского народа, как отечественные, так и импортные, выступая гуртом и сольно, собирают вместительные площадки. Лишние билеты на плановое шоу "Дискотека 80-х", состоявшееся недавно в "Олимпийском" (на сцене сменяли друг друга Глызин, Boney M и Аль Бано) люди спрашивали уже у метро.

Советское на сцене:
"Все, что в жизни есть у меня, или Новогоднее путешествие Famous в прошлое"/ 31 декабря, 22.00. Famous. Ул. Рочдельская, д. 15/44. 255 53 44
"78 оборотов". Лев Рубинштейн и ансамбль солистов "Академия старинной музыки" поют советские песни/ 5 января, 19. 00. Камерный зал московской филармонии. Ул. Тверская, д. 29, стр. 3. 232 53 53

Пюрешка за 450 рэ, Дассен и валенки
Предсказуемо не остался в стороне и ресторанный бизнес, который со времен советского общепита поднаторел в коварстве. Сколько бы заведения типа "Петровича" или недавно открывшейся сети Мари Vanna не косили под советскую аскетичную задушевность, а заявленные в меню 450 рублей за "пюрешку с котлеткой" вполне конкретно напомнят, на каком именно свете вы живете. Полную гармонию цены, качества и верности традициям можно обнаружить в таких оазисах, как древние чебуречные на Китай-Городе. Эти беспонтовые в самом наилучшем смысле заведения переживут, верится, любой кризис (в отличии от пафосных мест, где "совок" нагнетается искусственно).

По прошествии времени стало понятно, что замес культурно-бытовых ценностей эпохи социализма, будь то чебурек или Дассен, столь основателен, что, видимо, бессмертен. Поставляемые диджеями ремиксы советских песен — прилипчивых и мелодичных — вдохновляют и юношество, не знакомое с оригиналами. В моду периодически возвращаются то валенки, то унты, то куртки типа ватник. Глядишь, дождутся своего варежки на резинках, и когда-то сигнализировавшие о достатке шапки из нутрии. Практически вечные, если ухаживать за ними с должной тщательностью и любовью.
"Мари Vanna". Спиридоньевский пер., 10А. 650 65 00
"Чебуречная". Солянский тупик, ¼. Стр.1. 623 28 68