Главная Статьи о Кино Стивен Спилберг и Френсис Форд Коппола: Голливудские мечтатели

Стивен Спилберг и Френсис Форд Коппола: Голливудские мечтатели

E-mail Печать PDF

На экраны выходят два фильма, которые, безусловно, заслуживают особого внимания. Один из них — пожалуй, самая ожидаемая премьера года, четвертая часть похождений Индианы Джонса, снятая Стивеном Спилбергом. Второй — артхаусная драма "Молодость без молодости" – возвращение в кино великого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы после почти десятилетнего молчания.

Если заглянуть в биографии Стивена Спилберга и Фрэнсиса Форда Копполы, одних из самых влиятельных людей в Голливуде, можно найти немало совпадений. Оба великих режиссера с юных лет грезили кино и снимали любительские фильмы на 8-миллиметровую камеру. Оба прославились не сразу, хотя с самых первых шагов демонстрировали бесспорный талант, который позволил им войти в узкий круг кинематографистов, давших отсчет эре Нового Голливуда, известной, как Американская новая волна.

Коппола будучи старше Спилберга на 7 лет, добился признания чуть раньше и уже в самых первых своих работах продемонстрировал тягу к европейскому кино. В его фильмах чувствовалось влияние творчества Феллини, Антониони и других итальянских мастеров. Между тем, Коппола не стремился к копированию – он создал собственный киноязык, который, в свою очередь, пытались перенять многие. Режиссера вдохновляли человеческие драмы, антропологические наблюдения за людьми, оказавшимися перед трудным выбором, где на одной чаше весов оказывался долг, а на другой – честь. Именно глубина характеров, прорисовка образов и невероятная теплота авторской позиции так подкупали в его "Крестных отцах", "Апокалипсисе сегодня", "Бойцовой рыбке", "Изгоях".


Спилберг же, которого неслучайно называют вечным ребенком, с самого начала тяготел к кино, которое понравилось бы мальчишке, живущем в его душе. Фантастика, триллеры, приключения – вот жанры, сделавшие ему имя. Если взгляд Копполы был устремлен за океан, то Спилберг черпал вдохновение на родной земле. Ему была ближе эстетика комиксов и старых голливудских приключенческих фильмов, которые он пересматривал в детстве десятки раз и которые зародили в нем мечту стать режиссером. "Челюсти", "Близкие контакты третьего вида", "В поисках потерянного ковчега", "Инопланетянин" – эти работы вывели Спилберга в разряд самых коммерчески успешных постановщиков Голливуда и позволили ему выбивать на свои проекты практически неограниченные бюджеты.


Коппола же всегда был равнодушен к коммерческой стороне вопроса. Именно поэтому он никогда не ставил производство фильмов на конвейер и не гнался за бюджетами. Какими бы обласканными критиками и осыпанными наградами ни были его картины, имя Копполы, даже пребывавшего в статусе мэтра, не ассоциировалось у продюсеров с возможностью хорошо заработать. Работа с ним была скорее вопросом престижа.
Спилберг же своими режиссерскими работами завоевал титул мастера блокбастера. На сегодняшний день он занимает первую строчку в списке режиссеров, чьи фильмы заработали в США более миллиарда долларов (на его счету 3,4 миллиарда). К чести Спилберга, он использовал открывшиеся возможности и для более серьезных высказываний. В результате появились такие картины, как "Цвет пурпура", "Империя солнца", "Список Шиндлера", "Мюнхен".


Впрочем, фильмов развлекательных в послужном списке Спилберга – во много раз больше. Он последовательно выстраивал вокруг себя киноимперию. Первым шагом к ней было появление в 1984 году производственной компании Amblin Entertainment, под эгидой которой были выпущены такие хиты, как "Назад в будущее", "Внутреннее пространство", "Кто подставил кролика Роджера", "Смерч", "Люди в черном", "Маска Зорро". Вторая компания Спилберга – DreamWorks SKG, созданная в содружестве с экс-продюсером студии Walt Disney Джеффри Катценбергом и музыкальным продюсером Дэвидом Геффеном – в меньшей степени концентрировалась на мейнстриме: с такими блокбастерами, как "Мышиная охота", "Столкновение с бездной", "Муравей Антц", "Гладиатор", "Побег из курятника", "Знакомство с родителями", "Шрэк" и т.п., с самого начала соседствовали "Красота по-американски", "Почти знаменит", "Игры разума", "Фаворит". Столь взвешенный подход к производству позволил DreamWorks за двенадцать лет стать одной из крупнейших студий Голливуда, и еще раз доказать, что Спилберг – не только талантливый режиссер, но и гениальный бизнесмен.


В жизни Копполы бизнес тоже занимает определенное место (его виноградники неплохо кормят его многочисленную семью), но он никогда не ставил его во главу угла. Конечно, бессребреником его не назовешь, он тоже основал свою компанию и продюсировал фильмы, но в этом было больше желания делать хорошее кино, нежели стремления заработать деньги.


Как и его давний друг Стивен Спилберг, Фрэнсис Форд Коппола живет мечтами. Но их мечты всегда были разными.


Корреспондент "ВД" встретился с обоими режиссерами и попытался узнать, что побудило Спилберга после двадцатилетнего перерыва взяться за червертую серию о похождениях бравого археолога и почему Френсис Форд Коппола почти десять лет не садился в кресло режиссера и своей новой работой практически отрекся от всего, снятого ранее. Интервью с режиссерами читайте на нашем сайте.