Главная Статьи о Кино Федор Бондарчук: «Я слишком добрый»

Федор Бондарчук: «Я слишком добрый»

E-mail Печать PDF

Накануне выхода на экраны блокбастера "Обитаемый остров" обозреватель "ВД" встретился с режиссером картины Федором Бондарчуком, и он поведал нам о больших деньгах, курении, лицемерии светской тусовки и своей лучшей роли.

Первый его фильм "9 рота" нашел немалое число как ярых противников, так и сторонников. Это был как раз тот случай, когда кино никого не оставило равнодушным, и о Бондарчуке заговорили не только как о небесталанном актере, рекламщике и тусовщике, но и как о режиссере. Отклонив предложения о возможных съемках сиквела, он взялся за экранизацию Стругацких, их раннего, но уже достаточно крамольного романа. По сюжету, космонавт Максим попадает на планету Саракш, где царит вполне узнаваемый тоталитаризм, а вожди неуклонно деградируют. Осмотревшись, герой избавляется от идеализма, который был ему присущ ранее, и вступает в неравный бой с системой. Сами Стругацкие называли "Обитаемый остров" идеальной историей для кино, но в то же время признавались, что понятия не имеют, как это можно снять.

Почему именно "Обитаемый остров" и именно сейчас?

Время пришло. В детстве я очень любил фантастику, читал все: и Эдгара По, Станислава Лема, и Стругацких. "Обитаемый остров" был не самым моим любимым романом, но потом я перечитал его в юности, и уже совсем по-другому — в зрелом возрасте, когда мой друг и продюсер Александр Роднянский предложил обратить внимание на этот текст. Поначалу его затея снять большое фантастическое кино показалась мне безумной, потому что я представить себе не мог, как это можно сделать, да еще не в Голливуде, а в России. "Давай все-таки попробуем", — сказал Роднянский. И мы это сделали.




Фильм анонсируется как "самый дорогой отечественный блокбастер". Нет ли у вас ощущения, что за последнее время зритель пресытился спецэффектами?

Мы называем цифры бюджета, но не декларируем его как рекламный слоган, и не анонсируем свой фильм как "самый дорогой". Но сделать планету вогнутой, как у Стругацких, нарисать и сшить костюмы, придумать и изготовить космические корабли, цеппелины, субмарины, управляемых голованов, десятки автомобилей, оружие, боевую технику, — на все это нужны деньги. Зритель пресытился плохими спецэффектами. А поскольку мы делаем фильм не ради спецэффектов, а, напротив, используем графику для того, чтобы сделать его сильнее и увлекательнее, я надеюсь, что эта зрительская усталость на нашем кино не скажется.

Что было самым технически сложным на съемках?

Конечно же, мои любимые батальные сцены, и особенно — танковая атака во время ядерной бомбардировки, которую вы увидите во втором фильме. Ох, и тяжело она нам далась!

Сильно ли вы изменили оригинальный сюжет Стругацких?

Нет, мы очень близки к тексту, старались сохранить не только дух, но и букву романа. Но, безусловно, это мой личный взгляд и мое личное прочтение популярной книжки. И, конечно же, в фильме есть много нового, того, что нам пришлось сочинить и дописать — в первую очередь потому, что изменилось время, и есть что-то, от чего еще на стадии сценария нам пришлось отказаться. Мой "Обитаемый остров" — это мир Стругацких по Бондарчуку.

В главной роли — студент Щукинского училища Василий Степанов. Это его дебют в большом кино. Расскажите, пожалуйста, сложно было с ним работать?

Сложно, но интересно. Это не просто его дебютная роль в кино, это вообще его дебютная роль. И это был единственный Васин недостаток. Первое время у нас с ним получалось не больше одного хорошего дубля из пяти. Но работал Василий очень много и выкладывался по полной. Он ведь чуть ли не в каждом кадре — главная роль обязывает! И съемочных дней у него на порядок больше, чем у других актеров: не все 222 дня, конечно, но близко к тому. Он прошел большой путь, этап за этапом, как и его герой. Так что, ко второму фильму вы увидите уже совсем другого Василия и, соответственно, совсем другого Максима.




В книге и фильме затрагиваются актуальные общественно-политические темы — например, зомбирующий оптимизм на ТВ. Никто из руководства страны не высказывал желания посмотреть "Обитаемый остров", как это было с "9 ротой"?

"9 роту" руководство посмотрело после того, как фильм вышел в прокат и вызвал большой, для многих неожиданный, резонанс. Я очень надеюсь на успех "Обитаемого острова", и если руководство страны захочет увидеть мой новый фильм, конечно же, покажу. Будет шанс — сделаю это с удовольствием.

"Стиляги" Валерия Тодоровского и "Обитаемый остров" выходят в прокат практически одновременно. Понятно, что они будут конкурентами. Отразилось ли это как-то на ваших личных отношениях с Тодоровским?

Ни в коем случае. Тодоровский всегда был мне другом, ну а после "Тисков", можно сказать, что стал братом. Искренне желаю ему удачи!

Какое кино будет востребовано в ближайшем будущем в России и в мире?

Способное вызывать сильные чувства и эмоции на фоне новых кризисов и конфликтов, то есть кино репрезентирующее, способное представлять национальные традиции и интересы эмоционально и убедительно. Вообще, у меня есть несколько утопическая мысль, что каждый отдельный человек может менять жизнь страны к лучшему. Я в это верю. И, в отличие от многих моих коллег, я свято верю, что кинематограф способен сделать человека лучше, изменить его душу. Когда я видел людей, выходивших из кинотеатров после просмотра "9 роты", у меня было стойкое ощущение, что многие из них стали духовно богаче, хотя бы на секунду. Надеюсь, это действительно было так. И еще я думаю, что России нужен госзаказ на хорошее, настоящее, возможно даже патриотическое кино.




Заметно, что своего героя (несмотря на то, что он явно негативный) вы играете с удовольствием и даже каким-то аппетитом...

Он неоднозначный. Интересный персонаж не может быть на сто процентов положительным, или на сто процентов отрицательным, тогда он будет плоским, и играть его будет скучно. Прокурор по прозвищу Умник — действительно умен, хитер и коварен, но облик у него вполне положительный, в фильме есть несколько сцен, где он просто душка. Он на службе и при этом светский человек, сибарит, эстет. Немного нервный, немного истерик, человек у власти, уставший от боли. Потрясающий персонаж! Я его с самого начала для себя присмотрел. Долго готовился к роли, придумывал все: как ест, как смотрит, как говорит, как живет, как мучается, как ведет диалог, как носит костюм. В результате сложился удивительный образ, о котором можно только мечтать. Лучшая моя роль в кино.

Кого и у какого режиссера еще мечтаете сыграть?

Не думал об этом. Но есть великие режиссеры, у которых стоит учиться. Оливер Стоун. Никита Михалков. Такеши Китано. Дэвид Финчер. Андрон Кончаловский. Я не говорю сейчас об ушедших мастерах, о своем отце.

Нет ли у вас грусти по нестабильным, но веселым 90-м, которые сегодня принято называть "дикими", и на которые пришлись Ваши первые шаги в киноиндустрии?

Нет, грусти нет, вспоминаю тепло, но думаю, скорее, о будущем.

Что Вы в последнее время читали кроме Стругацких? Есть ли настольные книги, к которым периодически возвращаетесь? Что из современной или классической литературы хотели бы экранизировать?

Много читать из-за фильма последнее время не удавалось, но могу выделить Захара Прилепина, чьи книги произвели на меня впечатление. Из любимых — Булгаков, кое-что из Достоевского, Гоголь. Отец когда-то думал поставить Тараса Бульбу, может быть, в будущем мне удастся реализовать этот его замысел. Люблю поэзию — Пушкин, Гумилев, Блок, Бродский. Что касается экранизации, то, как ни странно, думаю о классическом произведении, о книге из советской классики. Есть еще заветная мечта — 20 страниц сценария, которые успел для меня написать Петр Луцик. Написал и умер. "Судьба человека-2", история солдата Соколова в чеченском плену. Надеюсь когда-то вернуться к этому проекту.

Какие черты своего характера Вы считаете наиболее сильными, а какие хотели бы изжить?

Я трудоголик, и я слишком добрый — это и достоинство, и недостаток. C трудом борюсь с дурными привычками, например, с привычкой курить — очень хочется от нее избавиться.




У вас давно устоявшийся в народе имидж — героя нашего времени. Вы — секс-символ, светский лев, эталон, пример для подражания... Вам это льстит? Или надоело?

То есть, секс-символ и светский лев - это и есть герой нашего времени и пример для подражания? (смеется) Не хотелось бы так думать. С одной стороны, отношусь спокойно. Неловко и не хочется комментировать. С другой стороны, все это мне мешает и не льстит. Большое заблуждение, что я светский человек. Я появляюсь на редких мероприятиях — на премьерах своих друзей и на вечеринках моей супруги (прим: Светлана — редактор крупного глянцевого журнала). Тусовка вообще довольно неприятная среда: цинизм и лицемерие, в глаза - одно, за глаза - другое. Не появляться в ней нельзя, но чем реже это делаешь, тем здоровее будешь. Федерико Феллини снял об этом гениальный фильм — "Сладкая жизнь", а Филипп Янковский сделал прекрасный римейк — "В движении".

Какие у Вас планы на 31 декабря, да и вообще на весь следующий год? Помимо работы.

Отметить премьеру "Обитаемого острова" 29 декабря, а потом - встретить Новый год. Дома, в семье, как всегда. Люблю, когда приходят гости, близкие, друзья. Люблю делать подарки, правда, их покупку вечно откладываю на последний день. А затем — снова "Обитаемый остров", нужно готовиться в старту второго фильма. Отдых дается мне труднее, чем работа. Когда отдыхаю — устаю, и наоборот, когда устаю — отдыхаю. Так устроена моя природа. Отдыхать я не умею, меня хватает на три дня, не больше. Чаще всего, куда я поеду, решают моя жена или друзья. Скучать начинаю очень быстро. Кататься на велосипеде или сноуборде — это еще ok, но вот валяться на пляже —увольте.

Фильм Федора Бондарчука "Обитаемый остров" смотрите в кинотеатрах с 1 января 2009 года.