Кондолиза Райс "не рекомендовала картину к показу" в..." /> Юрий Грымов: Голодный и опасный
Главная Статьи о Кино Юрий Грымов: Голодный и опасный

Юрий Грымов: Голодный и опасный

E-mail Печать PDF

В прокат выходит новый фильм Юрия Грымова "Чужие" - история американских врачей, которые с благотворительной миссией едут в арабскую страну. Кондолиза Райс "не рекомендовала картину к показу" в США, несмотря на то, что почти все роли в ней исполняют американские актеры. "ВД" удалось пообщаться с режиссером накануне российской премьеры.

Впрочем, назвать Грымова только лишь режиссером — значит погрешить против истины. "Лучший креативный директор-2006" (по версии делового еженедельника "Компания") и один из самых ярких людей десятилетия (по версии rambler.ru), издатель и автор видеоклипов, авангардист и серьезный арт-хаусный режиссер (его "Казус Кукоцкого" получил премию "Ника" за "творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа"), Грымов не подходит ни под одно профессиональное клише: он не соблюдает правила, зато сам их с удовольствием придумывает. Его новая картина — попытка понять, наверное, самое сложное для современного человека: что происходит с нами сейчас, именно в этот исторический момент.

"Чужие" начинаются почти как классический вестерн. Пустыня, современные ковбои… Такой красивый миф об Америке.

Этот миф создавался на протяжении восьмидесяти лет. Но на фоне этого красивого розового пузыря о непогрешимости Америки всегда существовали довольно жесткие вещи, созданные самими американцами, например, "Взвод" Оливера Стоуна или совсем новый "После прочтения сжечь" Коэнов, где они от души стебутся над так называем "американским образом жизни".

В "Чужих" арабские дети сами отвергают американцев, которые приехали их спасать. Вы считаете, конфликт культур заложен уже на генетическом уровне?

Любая культура враждебна, если приходит с мечом. Я провел какую-то часть жизни в северной Африке. Если вы агрессивны, вы получите жесткий отпор, а если вы идете с любовью, вам арабы сделают все, что хотите. Американцы им говорят: "Вы не так живете", а те закономерно отвечают, что их деды жили так же и ничего, все нормально.

Ваши герои даже по минному полю едут, чтобы донести эту мысль до арабов.

Да, они едут по минному полю ради карьеры. Это лжепонимание слова "команда". Помните, у нас одно время все стали менеджерами? А ведь менеджер – это тот, кто получает, а хозяин – тот, кто вкладывает. Менеджерское отношение к жизни изначально неправильное. Вы поработали здесь, поработали там. Вы не отдаете себя этому делу.




"Ты сыта и неопасна" - слоган фильма. Почему?

Общество потребления, как животное, - неопасно, когда сыто. Мы тоже сейчас идем по этому пути, и мне это активно не нравится. Нельзя измерять жизнь двумя понятиями "комфортно" и "некомфортно". В Москве, по-моему, все немножко сошли с ума, измеряя жизнь только деньгами и карьерой. Допустим, у вас не получится сильно продвинутся в карьерных делах. Ну и что? Когда люди подсаживаются на золотого тельца и живут по принципу "быть выше в глазах других, а не своих собственных", образуется такое дурацкое общество, за которое стыдно.

Ваши "Чужие" - это такое современное переосмысление фильма Ридли Скотта "Чужой" про инопланетян-чудовищ. Кто по вашему "чужие" в современной реальности?

Сейчас вообще в мире все чужие друг другу. Вот на днях ОПЕК обратилась к Норвегии по поводу цен на нефть, а те их послали куда подольше. А нужно же как-то договариваться. Но, вообще, вся эта затея с Объединенной Европой — большая ошибка. Мне нравились лиры, франки, песеты, а потом раз, и у всех теперь одинаковые фантики.

Политика сегодня — один из главных источников вдохновения для творческих людей. Вы считаете, это нормально?

Конечно. Мне бы хотелось, чтобы в России снималось актуальное жесткое кино. Война в Осетии, конфликт с Америкой — все эти темы как раз затрагиваются в "Чужих". Модель мира, показанная в фильме на примере африканской деревни, легко применима и к любой другой местности. Так сейчас живет весь мир. И снимать надо именно про это. Почему кинематограф так силен сейчас в Китае и Японии? Они заняты собой, их не интересует проамериканская культура. А у нас до сих пор многие хотят "догнать и перегнать" Голливуд, а надо просто все делать по-своему.

Почему большинство отечественных фильмов последних лет — провальны?

Я встречал очень мало людей, занимающихся кино в нашей стране, которые кино любят. В нашем кинематографе правит клановость, причем отдельные кланы никак не опыляются друг с другом и становятся заскорузлыми. Например, готовясь к "Казусу Кукоцкого", я направил письмо в Америку Питеру Габриэлю с предложением написать музыку. Он согласился, но потом, к сожалению, мы не совпали по срокам. А как вы думаете, могу я дозвониться до генерального директора Мосфильма?

Не можете?

Это нереально. С какой стати он должен подходить к телефону или тем более перезванивать? Я звоню, оставляю координаты — бесполезно. Притом я без проблем могу связаться с любым кинодеятелем мира, оставить свое предложение и получить развернутый ответ. Не важно, положительный или отрицательный. Другая большая проблема русского кино — бюджеты. Не должно наше кино быть высокобюджетным. Это идет вразрез со здравым смыслом. Снимать кино в убыток противоестественно. Я не буду называть цифры, но снять фильм в Америке гораздо дешевле. А что касается эмоционального отклика… В год у нас снимают 230 картин, а серьезно обсуждать можно максимум три-пять. Это ненормально.

Русские режиссеры экспериментируют на поле американского кинематографа. Бекмамбетов вот снял фильм. Что вы о нем думаете?

"Особо опасен" - это не наше кино.

В одном интервью вы сказали, что погода в России — причина чуть ли не всех несчастий. А в вашем новом фильме герои страдают от разлуки со снегом, один солдат даже мечтает провести день в холодильнике…

Я сам очень метеозависим. Проведя какое-то время за границей, я начинаю скучать по родине, где небо прикрыто серой крышкой. Это своего рода мазохизм. Если бы у нас почаще было голубое небо, Россия была бы другой страной. Мы были бы оптимистичней. Когда мы заходим в тупик в этом климате, то единственным выходом становится попросить прощения за себя и за всех. Потому что иначе вообще вешаться надо.

Сегодня еще одна тема волнует всех — кризис. Чувствуете ли вы его? Как он отразится на кинопроизводстве?

Спадет спесь со многих кинопроизводящих структур, упадут гонорары. Кризис смоет всю пену, всех случайных людей и останутся только профессионалы, которые по-настоящему любят кино.

В работе вы диктатор?

Я диктатор только для дураков. Если люди нормальные, этого не требуется. Американские актеры, которые снимались в "Чужих", меня поразили. Я в них просто влюбился. Они подходили и говорили: "Это твое кино, как ты хочешь, чтобы мы это сделали?" У наших актеров такого нет. Их тянет сделать, как они хотят.

Когда-то вы снимали клипы для Пугачевой, Алсу, Витаса. Не мешает этот факт биографии вашему статусу авторского режиссера?

Я всегда занимался только тем, что мне было интересно. До какого-то момента мне было интересно делать клипы, а затем наш шоу-бизнес превратился в корпоративы и дни рождения, в сферу обслуживания. Поэтому переход в кино был вполне логичен. Да и вообще шестьдесят процентов мировых режиссеров пришли из малой формы. Я всегда снимал независимое кино, но после 11 сентября стал активнее двигаться по направлению к зрителю. "Казус Кукоцкого" - зрительское кино. Да, его можно разобрать, проанализировать, но в первую очередь оно для зрителя.




Что будете снимать после "Чужих"?

У меня есть сразу несколько проектов в работе. Комедия "Хорошие деньги", детская сказка по Улицкой "Год белого слона" и предельно жесткое кино "Шок и трепет". Они все находятся на разной стадии подготовки. Но я не зацикливаюсь только на кино. Сейчас вот собираюсь открывать галерею современного арабского искусства. Неожиданно открыл для себя колоссальный уровень их живописи.

Вы, когда отдыхаете, кино смотрите?

Смотрю, конечно. Я счастливый человек, у меня нет любимого фильма. У меня их много. Диапазон большой — от Тарковского до Коэнов, от Бергмана до Оливера Стоуна. Недавно вот посмотрел "Меня здесь нет" про Боба Дилана. Очень понравился фильм "Август Раш" с Робином Уильямсом. Вроде мелодрама, но сделано прекрасно, не говоря уже про музыку и звук. Литературу тоже люблю разную. Иногда, когда современная проза надоедает своей глупостью, беру сложного, но очень важного для меня Платонова. Его очень трудно читать, но дойдя до конца, вы понимаете, что что-то приобрели. Во время подготовки к съемкам "Чужих" меня окружала литература о Востоке. Вообще, профессия сама настраивает на определенный круг интересов. Когда работал над "Казусом Кукоцкого" даже на курсы акушерства ходил.

Вас все знают, но вы при этом — совсем не светский персонаж.

Я себя никогда не считал светским персонажем, а сейчас вообще сознательно дистанцируюсь от тусовки. Я не пижон. Я, например, не люблю давать интервью.

Надоело или вопросы глупые?

Пятьдесят на пятьдесят. Просто не люблю давать интервью. Если бы у меня были огромные рекламные бюджеты, я бы просто развесил везде растяжки, информирующие о фильме. С другой стороны, не хочется рекламой загонять людей в кинотеатры. Мне достаточно, если бы человек, который ходит в кино, увидел бы там анонс и понял, смотреть ему фильм или нет.

Дайте, пожалуйста, несколько антикризисных советов для наших читателей.

Не вестись на панику, которая идет из СМИ. Постарайтесь успокоится: все равно, если все рухнет, ничего сделать будет нельзя. Больше времени уделяйте себе. Как у меня говорил Кукоцкий "Я дожил до 65 лет в полном ощущении, что я порядочный человек". Сильная фраза, не правда ли? В период кризиса полезно заняться самообразованием. Рано или поздно он закончится, к моменту подъема вы можете уже быть лучше, чем были до спада. И, конечно, больше заниматься семьей.

Фильм Юрия Грымова "Чужие" смотрите в кинотеатрах с 13 ноября.

 
https://vk.com/premium.trade https://vk.com/premium.trade