Главная Статьи о Кино Дэниел Крейг: антикризисный герой

Дэниел Крейг: антикризисный герой

E-mail Печать PDF

Каждое время имеет того Бонда, которого заслуживает. За почти полвека мы видели самого разного агента 007: циника и сексиста, манекенщика и почти клоуна, интеллектуала и совсем наоборот… И то, каким сейчас стал Джеймс Бонд, отнюдь не случайность.

Когда Крейга только выбрали на роль самого знаменитого шпиона в мире, фанаты "бондианы" пришли в ужас. Его внешность, на взгляд многих, никак не совпадала с уже устоявшимся образом секретного агента. Его пристрастие к серым хлопковым футболкам резко контрастировало с любовью аутентичного Бонда к дорогим костюмам, а его манеры никак не соответствовали понятию "джентльмен". С противниками новый Бонд расправлялся так, что было ясно: запачкать руки он не боится. К дамам относился, как поручик Ржевский ("Дело сделано, девка мертва"). Наконец, его даже не интересовал коктейль "водка-мартини"! ("Вам взболтать, но не смешивать?" - "Да какая разница?!"). В общем, это был первый Бонд, полностью игнорировавший правила игры. Точнее, сам задававший новые правила. Циничный. Агрессивный. Бонд, для которого не существовало морали.

Именно такой Бонд и нужен нам сейчас. Включите телевизор. Почитайте новости. Современные герои с лицензией на убийство совершают подчас очень рискованные поступки – и им нужно оправдание. "Бондиана" - это не только развлекательный сериал про шпионов. Это еще и портрет времени, в котором мы живем. И так было всегда. Достаточно посмотреть, кто играл агента 007 в разные периоды истории и какие времена стояли на дворе.




Ждем перемен

Первым Бондом был, как известно, Шон Коннери. Его лично выбрала Дана Брокколи, жена продюсера "бондианы" Альберта Брокколи, и, надо отдать ей должное, это было храброе решение. Одним из главных претендентов на роль в то время считался… 60-летний Кларк Гейбл – элегантный аристократ с хитрой улыбкой. По сравнению с ним 32-летний Коннери выглядел дерзким, нахальным мальчишкой. К тому же, плебейского происхождения: до того, как стать актером, Коннери подрабатывал молочником, чистильщиком обуви и натурщиком в колледже искусств.

А теперь напомним, что "Доктор Но" вышел в 1962 году. Америкой правил самый молодой после Рузвельта президент – Джон Кеннеди. "Битлз" записал свой первый альбом. Мартин Лютер Кинг произнес свое знаменитое: "У меня есть мечта". В космос полетел Юрий Гагарин. Мир ждал нового героя, молодого, самоуверенного, наглого, обаятельного – и такой герой не заставил себя долго ждать.

Время авантюр

Следующим Бондом стал Джордж Лазенби, пришедший в "бондиану" в 1969 году. Это, конечно, была настоящая авантюра: взять на роль Бонда австралийского манекенщика без малейшего актерского опыта. Но продюсерам "бондианы" казалось, что настало время именно что авантюр: 1969 – год высадки первого человека на Луне (а была ли она в действительности?). Это еще и конец позорной войны во Вьетнаме, и годы правления Ричарда Никсона – человека, явно оказавшегося не на своем месте и в не свое время. Про Лазенби говорили практически то же самое: в конце концов, его уволили из "бондианы" с сомнительной формулировкой "за чрезмерное усердие". И… снова позвали Шона Коннери, посулив ему грандиозный гонорар в 1.250.000 долларов.

Великая утопия

Но в 1973 году, когда стало ясно, что Коннери больше не хочет, да и не может тиражировать старый образ (как и прикрывать раннюю лысину париком), продюсеры объявили новый кастинг, отдавая предпочтение свежим, "незамыленным" лицам. В конкурсе на роль нового Бонда победил Роджер Мур, сыгравший в семи(!) последующих фильмах – от "Живи и дай умереть" до "Вида на убийство".

С приходом в сериал Роджера Мура агент 007 радикально изменился. Из серьезного, безжалостного шпиона он превратился в почти что клоуна. Именно в 70-е "бондиану" стали воспринимать как пародийный сериал: кульминацией стал "Мунрейкер", где Джеймс Бонд спасал человечество в открытом космосе. Злодеи в "бондиане" стали карикатурными, девушки – похожими на ведущих "Магазина на диване". На этот сериал стало принято приходить с детьми и ведерком сладкого поп-корна.

Оправдание у создателей "бондианы" было одно: народу нужна Великая утопия. Жить и так было не сладко. В 1974 году президенту Никсону объявили импичмент. При Джимми Картере возросла инфляция, а Рональд Рейган ввел в обиход термин "рейганомика", и назвал СССР "Империей зла". Что же предлагалось зрителю? Идти в кино и развлекаться, глядя, с какой легкостью Роджер Мур расправляется с любыми проблемами.




Тяжелые будни

Но, как и в политике, в "бондиане" назревала революция. Продюсеры хотели вернуть Бонду серьезное выражение лица и искали нового актера, который бы справился с этой задачей. Тимоти Далтон был как раз серьезным драматическим актером "старой школы". Он снялся всего в двух сериях "бондианы" - "Живые огни" и "Лицензия на убийство", но успел сделать агента 007 опасным, безжалостным, циничным. Контраст был таким резким, что многие просто не приняли нового Бонда. "Каждому надо заниматься своим делом, - твердили критики – Далтону, например, играть Шекспира, а не шпиона-убийцу".

При Тимоти Далтоне изменились даже злодеи – из мегаманьяков они превратились в обыкновенных преступников, торговцев оружием и наркобаронов. "Бондиана" снова из сказки превращалась в быль – точнее, в драму о тяжелых шпионских буднях.
Но шпионы вообще в то время потеряли свою популярность: закончилась холодная война, пала Берлинская стена, открывались границы, а Горбачев объявил о "Перестройке".

На подъеме

Следующим Бондом стал Пирс Броснан, которого выбрали, в большей степени, за дешевизну: он просил гонорар всего лишь миллион долларов (для сравнения: другой претендент, Мел Гибсон, хотел все пятнадцать).

Тот Бонд, каким его играл Пирс Броснан, вполне мог бы стать близким приятелем Билла Клинтона. Все эти интрижки с секретаршами, мелкие хулиганства вроде "курил, но не затягивался", внешность вечного мальчика и такое же, слегка инфантильное, отношение к жизни… Что же, оно вполне простительно, когда в мире экономический подъем, а средний класс борется исключительно со своими личными проблемами посредством походов к психоаналитикам. Но рано или поздно, ему на смену должен был придти кто-то принципиально другой.

Здесь и сейчас

И этим "другим" стал Дэниэл Крейг.
Мир снова лихорадит. Нам снова отчаянно нужен новый идеал. Идеал не мальчика, но мужа, умеющего брать ответственность за свои поступки. Новому Бонду совсем не обязательно разбираться в рецептуре коктейлей: главное, он знает, что делает. Возможно, это паранойя, но нам кажется неслучайным даже тот факт, что выборы следующего американского президента произойдут практически день в день с премьерой "Кванта милосердия".




Дэниэл Крейг: "Водка никуда не делась"

Вопрос, который вам, наверное, задавали миллион раз. Вы похожи на Джеймса Бонда?

Нет, я совсем другой человек. Бонд – потрясающая личность, но заканчиваются съемки, я снова становлюсь самим собой. Я отдыхаю, я никого не убиваю. Даже не пытаюсь.

В таком случае, чем ваш Бонд отличается от Бонда образца 1967 года, каким его играл Шон Коннери?

Отличается не сам Джеймс Бонд, а, скорее, его зритель. На мой взгляд, по сравнению с 60-ми зрители стали более информированными, а значит, более циничными. Ну, а мы продолжаем следовать тому же высочайшему стандарту, что был установлен в 60-е.

Критики называют вас лучшим Джеймсом Бондом за всю историю "бондианы". Что скажете?

(Скромно улыбаясь) Я не могу ответить на этот вопрос.
Отвечает Барбара Брокколи — продюсер фильма: Да, несомненно, он лучший.

Вас называют секс-символом. Это комплимент лично вам или все-таки агенту 007?

Конечно же, агенту 007. Ничего подобного не говорили до 2005 года, когда я был вовлечен в этот проект. Но я, конечно же, горд своим новым статусом секс-символа, что там говорить.

Нравится ли вам стиль Джеймса Бонда? Можно ли сказать, что это и ваша манера одеваться?

Мы работали с замечательными стилистами, и я был рад получать от них столько роскошных костюмов. Мне всегда нравился их фасон. Сначала это был истинно британский стиль, сейчас – итальянский (раньше Джеймс Бонд "одевался" у портных на Савиль Роу, сейчас его костюмы шьются на итальянских фабриках по эскизам Тома Форда – ред.) Мне итальянцы тоже по душе. Интерес к одежде – часть моей профессии. Что касается моего личного вкуса… Да, конечно, он изменился, когда я стал Бондом. Ведь теперь у меня в гардеробе столько красивых вещей!

В России говорят, что Бог любит троицу. Что будет делать ваш Бонд в своем третьем фильме?

Действие "Кванта милосердия" происходит через 20 минут после окончания "Казино "Рояль". И это тот самый Бонд, который был в предыдущем фильме, однако на этот раз он более злой, он хочет найти тех, кто повинен в смерти его возлюбленной. И, конечно, находит. Мне особенно нравится, что мы, наконец, закончили с этой историей, и в третьем фильме можем начать все с нуля, делать все что угодно. Не знаю, что придумают в следующий раз сценаристы - я готов на все. Единственное, не хотелось бы, чтобы Бонд летел в космос.


Правда ли, что вы больше не будете произносить фразу "Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд" и пить коктейль "водка-мартини"?

Ну, почему же? В этом фильме Бонд выпивает шесть коктейлей! Что касается знаменитой фразы, то мы ее немного трансформировали. Сами все увидите.

А можно поподробнее о трюках? Говорят, вы делали на съемках что-то фантастическое?

Я, действительно, многие трюки выполнял самостоятельно. Самый запоминающийся и сложный был трюк свободного падения. Это та сцена, где я вместе с Ольгой (Куриленко – ред.) выпрыгиваю из самолета. Для этого пришлось освоить аэродинамическую трубу, которая имитирует падение со скоростью 270 км в час. Снимали эту сцену с трех камер, я несколько недель тренировался, чтобы сцена получилась достаточно красочной.

Ваш следующий фильм "Вызов" совсем иного рода. Вы, кажется, играете человека, умирающего от голода в белорусских лесах во время второй мировой войны?
(Имеется в виду фильм "Вызов", по сюжету которого трое братьев-евреев сбегают из оккупированной Польши в белорусские леса, где присоединяются к русским партизанам – ред.)

Ну, вообще нельзя сказать, что тот человек, которого я играю, совсем в безнадежной ситуации. Мне даже не пришлось сильно сбрасывать вес. Моя диета всегда была следующей: водка, жирная пища - и все в порядке!

Фильм "Квант милосердия" с Дэниэлом Крейгом в главной роли смотрите в кинотеатрах с 6 ноября.

Кстати:

Говоря о Бонде, невозможно не сказать хотя бы пару слов о его новых девушках. Итак, знакомьтесь!


Ольга Куриленко (Камилла)
Первая славянская подружка Бонда, которая, к сожалению, играет испанку. На самом деле Ольга – уроженка города Бердянска (Украина). 28 лет. Модель, живущая большую часть времени в Париже. Сыграла вампиршу в альманахе "Париж, я тебя люблю" (в ее героиню влюблялся Элайджа Вуд). Еще один шанс увидеть Ольгу в кинотеатре - сходить на "Макса Пейна": там она тоже играет небольшую роль.


Джемма Артертон
(агент Филдс)
Наш Бонд все еще страдает по Веспер Линд, а потому не готов к "серьезным" отношениям. К "несерьезным" - сколько угодно. Поэтому он флиртует со своей коллегой, агентом Филдсом, с роковыми для нее последствиями. Сыгравшая эту роль 22-летняя Джемма Артертон знаменита большей частью тем, что родилась с шестью пальцами на каждой руке (все лишнее уже отрезано хирургами). В конкурсе на роль агента Филдс победила полторы тысячи конкуренток. Больше всего в ее героине восхищают наряды – почти все от Prada.