Рейд

E-mail Печать PDF

Полтора увлекательных часа бескомпромиссного насилия — удовольствие чисто мужское и немного постыдное, каким, вероятно, много веков назад было наблюдение за особо кровавыми боями гладиаторов.


В фильме "Рейд" играют актеры из Индонезии

Расположенный в центре Джакарты 30-этажный небоскреб — одна из главных и при этом наиболее труднодоступных городских достопримечательностей. Здание принадлежит крупнейшему в регионе наркоторговцу, сочетает в себе функции укомплектованной камерами видео-наблюдения крепости, героиновой лаборатории и общежития для малоимущих. Практически все жильцы, от стариков до детей, при этом хорошо вооружены и за свою густонаселенную "воронью слободку" стоят горой. Однажды поутру в дом проникает отряд спецназовцев и тихонько зачищает пять этажей. В какой-то момент бойцы недостаточно быстро отреагируют на прошмыгнувшего в коридоре постреленка. Немедленно активируются самодельно-посконные системы сигнализации, дом превратится в западню, а охотники в жертв.

Одного из героев дожидается дома беременная жена, в коридорах небоскреба он повстречает родного брата, а главный злодей совершенно не парится по поводу ветхозаветных предрассудков вроде "копов убивать нельзя", и не без оснований. Но все незамысловатые драматургические нюансы в данном случае есть не более чем чисто бутафорские виньетки ложной сути, и идти на это кино за душевными переживаниями следует в последнюю очередь. В своем предыдущем проекте "Мерантау" британец Гарет Эванс еще как-то парился по поводу того, что насилие в кадре непременно должно быть мотивированно (юный мастер единоборств вступался за честь униженных и оскорбленных), однако в новом фильме он от этих излишеств счастливо избавляется.

Кино смотрится как расширенный ремейк 10-минутной финальной пороховой сцены в "Лице со шрамом". Часть героев снабжается оружием и целью добраться до 15 этажа (где квартирует наркобарон). Другая часть (большая) — обязана не позволить им этого сделать. Все прочие сценарные изыски — от лукавого. В первые полчаса в ход в товарных количествах идут пули. В дальнейшем (после того, как наиболее идейный герой справедливо замечает, что в банальном огнестрельном убийстве врага есть что-то неправильное, куда честнее обходиться собственными ресурсами) используются исключительно руки, ноги и зубы.

Снимая в Индонезии с бюджетом в $1 млн, Эванс вдохновляется мясистыми восточными боевиками 1970-1980-х. Причем обскакивает на этом жанровом поле и учителей (в плане кровавости "Рейд" рядом с "Большим переполохом в маленьком Токио" — как некий апокалиптический мясокомбинат по сравнению со скромным прилавком раздельщика кроликов на рынке). И, скажем, раннего Тарантино, который вышел из той же гонконгской шинели, но пропустил костоломную эстетику через постмодернистские хихоньки да хахоньки. Эванс подходит к делу с серьезностью, которая заразительна, предлагая вашему вниманию сугубо мужскую (и необыкновенно, без дураков, увлекательную) сонату, сыгранную на сломанных позвоночниках, свернутых шеях и вырванных кадыках. Подобная бескопромиссность, дефицитная в наше травоядное время, подкупила и критиков и продюсеров, которые предложили режиссеру сделать голливудский ремейк. Тот от этого аппетитного предложения отказался и взялся за "Рейд 2", что опять-таки характеризует человека наилучшим образом, с каким можно ходить в разведку боем.