Главная Театр Чеховский фестиваль

Чеховский фестиваль

E-mail Печать PDF

25 спектаклей за два месяца, в том числе 14 поставлены специально к юбилею Чехова.

Чеховский фестиваль радует нас все чаще и чаще. Сначала он проходил раз в четыре года. В новом веке начал пропускать только четные года, а теперь и года не прошло — пожалуйте опять раскошелиться. Двадцать пять спектаклей за два месяца, и в каждом своя звезда. Повод оправдывает все: юбилей классика, чье имя носит фест. Подарок юбиляру скромным никак не назовешь.

Программа этого года — беспрецедентный продюсерский проект: все спектакли по произведениям Чехова или о нем, четырнадцать поставлены специально для фестиваля и с его непосредственным участием. Режиссеры, хореографы и сценографы — сплошь элита мирового театра: Франк Касторф, Матс Эк, Дзё Канамори, Даниэле Финци Паска, Жозеф Надж, Начо Дуато — Авиньон отдыхает. Наши мэтры тоже тут как тут. Многие и сами к юбилею Чехова поставили. А кому и фест помог. В афише — премьеры Дмитрия Крымова, Алексея Бородина, Дмитрия Чернякова и Евгения Каменьковича. Открытие обещает быть громким.

Франк Касторф уже изрядно подразнил московских зрителей. Споры о его брутальной, технически навороченной интерпретации "Мастера и Маргариты", где обдолбанные герои ненавидели и друг друга, и публику, не утихают уже много лет. Он же "заразил" наших режиссеров пристрастием к прямой трансляции крупных планов актеров на огромный экран. Оператор преследовал персонажей и в невидимых зрителям закоулках декораций, и даже за кулисами. На сей раз режиссер на примере "Трех сестер" собирается показать, как "через столкновение бесправного класса с буржуазной летаргией возникает социально-революционный потенциал". Для наглядности бесправия он добавил к пьесе еще и повесть "Мужики" — получился спектакль под весьма подходящим для начала юбилейного фестиваля названием "В Москву! В Москву!" (вт 25 — чт 27 мая, 19.00, берлинский театр "Фольксбюне", на сцене Театра им. Моссовета).

Продолжение должно стать сюрпризом. Аргентинская компания Д. Веронезе впервые приезжает в Москву. Режиссера и сценографа Даниэля Веронезе Чехов поражает своей страстностью. Он поставил осовремененный и "обаргентиненный" спектакль "Дядя Ваня (Следящий за женщиной, которая сама себя убивает)" о разрушении человеческих связей (ср 26 — сб 29, 13.00, 19.00, вс 30 мая, 19.00, на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда).

Российскую программу начнет роскошная нескончаемая похоронная процессия виноватых перед классиком соотечественников, которую придумал Дмитрий Крымов и озвучил Александр Бакши — "Тарарабумбия. Шествие" (пт 28 — вс 30 мая, 20.00). По разрезающему зал "Школы драматического искусства" транспортеру проезжают все русские "типы", которые Чехов ввел в мировую культуру. По мнению режиссера, его "речь превратилась в кодовый язык всех людей театра, а в России — всей русской интеллигенции". Театр им. К. С. Станиславского поучаствует в фесте первой постановкой своего художественного руководителя Александра Галибина пьесы Елены Греминой "Братья Ч." (пт 28, сб 29 мая, 19.00) о взаимоотношениях братьев Чеховых. Нашли-таки к юбилею еще не прочитанные страницы. И ста пятидесяти лет не прошло.

Елена Груева