" — спрашивал в известном..." /> Оперуполномоченный
Главная Театр Оперуполномоченный

Оперуполномоченный

E-mail Печать PDF

Почему театральные режиссеры не справляются с постановками.


Валерий Фокин репетирует "Пиковую даму" Чайковского в Большом театре


"Папа, папа, а что такое опера? " — спрашивал в известном анекдоте ребенок. "Опера, сын, — ответствовал отец, — это когда пожилой мужчина закалывает толстую женщину кинжалом, а та, вместо того чтобы упасть, долго и нудно поет". Раньше эта несуразица действительно очень походила на правду. В опере, особенно советского разлива, не было ничего такого, что давало бы основание назвать ее полноценным видом театрального искусства. Больших размеров мужчины и женщины за сорок натужно изображали мальчиков и девочек и неуклюже становились друг перед другом на колени. Любая сценическая ситуация — будь то обретение возлюбленной, считавшейся мертвой, смерть от руки врага, кровавая битва или появление зловещего призрака — изображалась с помощью одного и того же набора скупых жестов: прикладывание руки ко лбу (весьма осторожное, чтобы не потек грим), распахнутые для объятий руки (никаких реальных объятий, как правило, не следовало— советский моральный кодекс на сцене практически не допускал тактильных контактов), осторожное принятие горизонтального положения (в случае летального исхода). В некоторых театрах, например в доживающем свой век Камерном театре Бориса Покровского, подобное можно увидеть до сих пор. Но это исключение из правила: столичные труппы ищут режиссеров, которые бы помогли шагать в ногу со временем.

На Западе фокус с приглашением на роль постановщика режиссера неоперного профиля был разыгран давно: оперы ставили Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Питер Брук, Питер Устинов, Люк Бонди. У некоторых получилось, у других — нет, иные вообще пугались взваленной на них ответственности, как Ларс фон Триер, несколько лет назад согласившийся поставить вагнеровское "Кольцо Нибелунга" на Байройтском фестивале, но спешно отказавшийся. В 2005 году в Лондоне Английская национальная опера совершила беспроигрышный ход против своего извечного конкурента, Королевской оперы Covent Garden — пригласила на постановку "Мадам Баттерфляй" Пуччини Энтони Мингеллу, создателя "Английского пациента". По отзывам ехидной английской прессы, Мингелла поставил старательный и красивый спектакль, который в прошлом сезоне даже перенесли на сцену нью-йоркской Metropolitan Opera. Публика валом валила на пуччиниевскую ориентальную драму, которую наверняка смотрела уже не один десяток раз в других постановках. Известный режиссер в опере всегда гарантирует продажи билетов, и этот факт был явно одной из основополагающих причин, почему модная тенденция быстро пришла в Россию.

"Борис Годунов" Мусоргского в постановке Александра Сокурова


Предыдущая12Следующая