Главная Кино-Интервью «Бедуин»: Интервью с продюсером Александром Орловым

«Бедуин»: Интервью с продюсером Александром Орловым

E-mail Печать PDF

У Александра Орлова, благодаря которому в прошлом году вы смогли увидеть фильм «Сатисфакция» с Гришковцом, есть фора перед другими продюсерами: его основной бизнес не связан с кино. Орлов — успешный ресторатор, для которого кинематограф пока не основное занятие. Однако, как и подобает бизнесмену со стажем, он уже продумал, как будет зарабатывать ив этой отрасли деньги в ближайшем будущем. КиноПоиск встретился с продюсером перед «Кинотавром» и задал несколько вопросов про грядущую премьеру его нового проекта«Бедуин», который снимал режиссер Игорь Волошин.

— Александр, «Бедуин» — это уже ваш второй проект. Но как вы вообще стали продюсером?

— Давно хотел. Шел к этому определенным образом. Я всегда интересовался кино, всегда хотел быть вовлеченным в это. И так получилось, что появилась возможность сначала сделать «Сатисфакцию», теперь вот и «Бедуина». У меня сейчас есть своя продюсерская компания Bulldozerfilms, и мы собираемся запускать в производство несколько проектов, в которых я буду, соответственно, продюсером.


— Какие-то подробности уже раскрыть можете?

— Я бы пока особо не стал раскрываться, все проекты все еще находятся на стадии подготовки, поэтому они еще довольно сырые, чтобы про них можно было что-либо существенное рассказать. Сейчас точно могу сказать, что мы собираемся снимать преимущественно жанровое кино: комедии, триллеры, драмы, боевики. Активно двигаемся в этом направлении и уже скоро запускаем в работу сразу четыре проекта. «Бедуин» к этим картинам не относится, но он также является вполне жанровой драмой.

— «Бедуин» анонсирован в основном конкурсе «Кинотавра». Он уже готов?

— Почти. Он уже смонтирован, но мы сейчас в Америке дописываем звуки и музыку. Режиссер Игорь Волошин тоже там находится, и он за день до премьеры на «Кинотавре» привезет готовый фильм в Россию. Премьера запланирована на 10 июня.

— Александр, расскажите, чего вы ожидаете от «Кинотавра» как продюсер?

— Как обычно, того, чтобы фильм заметили (конечно, мы рассчитываем на Гран-при, но как минимум ожидаем, что нас заметят), чтобы нашлись интересные партнеры, надеемся, что фильм получит дополнительные возможности для продвижения, проката, может быть, какие-то новые контракты на дистрибуцию. Если фильм заметят, то это будет неплохой для него пиар.

— Кроме «Кинотавра», на каких фестивалях вы его будете показывать?

— Мы уже заявлены в Карловых Варах — тоже в основном конкурсе. Планируем попасть на Венецианский кинофестиваль. Пока не могу сказать, будет ли там наш фильм в основном конкурсе или нет. На Берлинский фестиваль постараемся попасть. Но это все довольно гибкий процесс.

— Можете про «Бедуина» пару слов рассказать?

— Это тяжелое кино, драма про женщину, которая для того, чтобы спасти свою болеющую раком дочь, идет на различные нравственные (для себя прежде всего) преступления, в результате которых у нее происходит переоценка ценностей, да и жизнь ее тоже кардинально меняется.

— А почему решили делать звук в Америке?

— На мой взгляд, там выше профессиональный уровень. Особенно это касается музыки, композиторской работы, создания звуковых эффектов, шумов… Там наработок, естественно, больше, да и отрасль в современном виде там существует несколько дольше. При этом мы работаем по таким же ценам, как и в Москве. Помимо всего прочего, интереснее работать там, чем здесь.

— Снимался фильм тоже не только в России, да?

— Его снимали в России и в Иордании.


— Съемка в Иордании тоже оказалась дешевле или не дороже, чем если бы фильм снимался полностью в России?

— Ну, в запланированный бюджет мы уложились. Размер бюджета, если позволите, я пока не буду озвучивать, но скажу, что он весьма разумный.

— Тогда задам вопрос по бюджету предыдущего фильма. На КиноПоиске написано, что у «Сатисфакции» бюджет был в районе $ 400 тыс., а кассовые сборы — больше $ 500 тыс. Насколько вообще выгодно заниматься такими проектами? Он ведь еще не отбился?

— Пока не отбился, но через какое-то время отобьется. Из этих 500 тысяч около половины ушло прокатчикам. Потом определенный процент уходит дистрибьюторам. Это тоже приличная сумма — 15 %. В результате нам остается совсем небольшая сумма…

— За счет чего тогда можно отбить фильм?

— За счет телевидения — у нас уже был «Закрытый показ» на Первом канале. Это тоже деньги. За счет DVD-дистрибуции — мы с этого тоже получаем процент, но часто цифры оказываются эфемерными, потому что мы мало что можем контролировать в дистрибуционной цепочке. Потом возможны дальнейшие телевизионные продажи, поэтому где-то через год-два фильм выйдет в ноль.

— Эти сроки для бизнеса приемлемы, или вы изначально их закладывали при планировании?

— Я с самого начала не относился к этим кинопроектам как к полноценному бизнесу. Было сразу понятно, что кино — это не тот бизнес, который может принести моментальные дивиденды. Скорее, я в фильмы вкладывался «из любви к искусству». Но я очень надеюсь, что в нашей стране через несколько лет наступит такая ситуация, когда и кино станет высокоприбыльным делом. И я почему-то весьма убежден, что через пять-семь лет произойдут и качественные, и количественные сдвиги в этом направлении. Поэтому если сейчас начинать, то и работать с такими проектами, за которые не стыдно. «Сатисфакцией» и «Бедуином» я весьма и весьма удовлетворен — и с точки зрения продукта, и с точки зрения искусства. Это фильмы, которые могут чему-то научить, помочь зрителю что-то переосмыслить, поэтому, я думаю, что через какое-то время наша деятельность будет более доходной.

— А какие для этого должны быть предпосылки?

— Их несколько, на мой взгляд. Во-первых, государство должно больше защищать авторские права, потому что сейчас они защищены весьма скудно. Сейчас как только фильм появляется на каком-нибудь фестивале, его тут же выкладывают в интернете — либо экранку, либо копию со вполне нормальным качеством. Дикость абсолютная. За рубежом за такие дела владельцы компаний уже давно бы сидели. Потому что это реально уголовное преступление. А у нас такое совершенно нормально. У тебя кино еще не вышло в прокат, а оно уже в интернете есть, и его скачивают. Бесплатно!

— Ну, высококачественные скринеры фильмов Weinstein Co частенько появляются в сети до проката, но у меня возникает ощущение, что это фильмам только идет на пользу, как случилось с «Король говорит!».


— Нет, одно дело утечка кусков фильма — это нормально. Это даже не утечка. Когда же фильм можно скачать целиком, какой смысл идти в кинотеатр или платить деньги? А у нас, к сожалению, еще и менталитет наших граждан так устроен, что если можно что-то получить бесплатно, то они будут это делать. Помимо этого, во многих населенных пунктах нашей страны нет кинотеатров. Поэтому людям тоже деваться некуда. Короче, возвращаясь к предпосылкам доходности кинобизнеса, стоит назвать и влияние на менталитет граждан, и увеличение количества экранов, строительство новых кинотеатров. Сейчас пока слишком мало киноэкранов для того, чтобы даже негромкие картины показывали доходность. Сейчас до сих пор во многих городах если и есть кинотеатр, то он однозальник. Мультиплексов не так уж и много. Да и в тех идут, как правило, блокбастеры. Но это в относительно средних и крупных городах. А в населенных пунктах в 30–40 тысяч человек часто вообще нет ни одного кинозала — не то чтобы нормального, вообще никакого.

— А что в принципе должно сподвигать человека на поход в кино и просмотр, например, «Сатисфакции» или «Бедуина»?

— Наверное, стремление к саморазвитию. Интерес к жизни. От бездуховного кино в любом случае устаешь со временем, а развиваться человеку все-таки обычно хочется, хочется получать новые впечатления, ощущения, эмоции…

— Вы пробовали описать аудиторию ваших фильмов?


— Знаете, это от конкретного проекта зависит. Что касается «Сатисфакции», то мы считали, что это вся аудитория, которая любит Гришковца, и примыкающая к ней группа. Потому что он все-таки известен в России даже больше, чем в столице. В регионах его очень хорошо знают и любят. Поэтому тут мы попали в точку, потому что у нас не было ни копейки на рекламу, и фильм более-менее нормальную кассу собрал, учитывая, что это не блокбастер. Так что в каком-то смысле результат его проката — это, скорее, победа. А у «Бедуина», скорее всего, будет ограниченный прокат. Он затрагивает проблемы более зрелых людей, чем основная аудитория так называемых мувигоеров, проблемы сорокалетних. Это с одной стороны. С другой стороны, фильм насыщен экшном, который может подтянуть и молодежь. Мы показывали фильм разным фокус-группам и выяснили, что смотреть его было интересно всем, кому мы его показывали вне зависимости от возраста или статуса. Но я пока остерегусь рекомендовать его в прокате самому широкому кругу зрителей, как многие любят делать. Думаю, что будем его рекомендовать всем любителям качественных драм. Но в любом случае посмотрим, как фильм себя покажет на фестивале. Дальше будет видно. Пока «Бедуина» не показали фестивальной публике, какие-либо надежды на его российский прокат возлагать, по-моему, рано. В ближайшее время мы попробуем выйти с картиной на зарубежный прокат. Есть ощущение, что за рубежом у публики будет к ней интерес. В конце концов, мы целенаправленно делали не фестивальный артхаус, а нормальное зрительское кино, а потому готовы использовать все пути и возможности для его продвижения к зрителю.

— Сейчас набирает обороты цифровая дистрибуция через интернет, и даже «Сатисфакцию» можно посмотреть либо за деньги, либо даже условно бесплатно. У вас уже есть понимание потенциала этого вида дистрибуции?

— Там пока все равно больших денег не заработаешь, доходность от интернет-сервисов пока крайне низкая.

— С другой стороны, какая-никакая альтернатива пиратским ресурсам?

— Пока эта альтернатива в целом не очень хорошо работает, да и борьбы с пиратством у нас, кажется, не происходит.

— Может, дело в головах и в отсутствии нормальных легальных альтернатив?

— Люди должны понимать, что сначала фильм должен пройти в прокате, потом его можно купить на DVD — понятная легальная схема. У нас же люди идут до проката, покупают экранку, если не могут ее откуда-нибудь скачать, смотрят и гордятся этим.

— По-вашему, их в кино никак не затащить?

— А как их затащишь, если они для себя решили, что им удобнее посмотреть экранку фильма, чем фильм на экране? Этот вопрос обостряется, когда пиратская копия оказывается высококачественной.

— Может, нужно что-то, чем их можно привлечь?

— Я считаю, что это должно идти от государства. И оно это должно запретить законодательно. И жестко карать всех, кто занимается пиратством.

— По-моему, тут конфликт с самой природой человека — искать, где что получше и поудобнее…

— Так если он найти не сможет, то поищет еще какое-то время по инерции, а потом будет жить по закону. Если есть возможность пойти что-то украсть, то каждый третий обязательно воспользуется такой возможностью. Но если такой возможности не будет, то не будет и соблазна, да и люди будут более законопослушными.

— Я слышал, что вы учились во ВГИКе на продюсера. Насколько это помогло?

— Это было очень давно. Собственно, так же давно, как я хотел заниматься кинопроизводством. Насчет знаний сейчас ничего уже не могу сказать, но зато мне весьма помог алгоритм этого всего действия — я многое понял. Теперь применяю.