Главная Кино-Интервью «Трон: Наследие»: Чат с режиссером Джо Косински

«Трон: Наследие»: Чат с режиссером Джо Косински

E-mail Печать PDF
Сиквел культового «Трона» добирается до финальной точки своего путешествия в мир — на DVD и blu-ray фильм уже доступен и в России. По этому случаю студия Disney устроила круглый стол с постановщиком ленты. Как и герои в его «Наследии», Джозеф Косински предстал перед нами в цифровой форме — режиссер отвечал на вопросы журналистов со всего мира прямо в чате.

Фильмом «Трон: Наследие» Косински дебютировал в большом кино. Архитектор по специальности, он постигал азы режиссуры на примере рекламных роликов. То, что он всегда любил «Трон», заметно уже по этому ролику 2007 года:



Если бы этот разговор состоялся в реальности, то он занял бы от силы минут двадцать. Но в виртуальном мире время идет иначе, так что мы провели в компании Косински почти три часа. Режиссер оказался немногословным, но зато ответил на ряд животрепещущих вопросов, в том числе и о том, как героиня Оливии Уайлд появилась в нашем мире.

— Существуют ли какие-то концепты, которые вам не удалось реализовать в «Наследии»?

— Да, конечно, всегда существуют ограничения. Например, чтобы достать диск отца, Сэм изначально должен был сражаться с четырьмя стражами. К сожалению, нам не хватило времени, и мы не смогли снять эту сцену.

— Что было самым сложным в постановке этого фильма?

— То же самое, что и при постановке любого другого фильма, — придумать захватывающую историю и персонажей, за которых зритель будет переживать.

— Вы ощущали ответственность, связанную с тем, что вы не только снимаете сиквел «Трона», но и продолжаете легендарную историю?

— Очень. У меня это был первый фильм, и он является грандиозным по многим параметрам: визуальным, концептуальным и технологическим. Нужно было с уважением отнестись к оригинальному материалу.

— В доме Флинна виден постер игры «Трон». Почему в той реальности нет фильма?

— История выдуманная, в ней не может быть фильма. В 80-х компания ENCOM разработала игру, а Кевин Флинн при помощи опыта, полученного в первом фильме, вернувшись в реальный мир, основал игру «Трон».

— Наследие «Трона» было очень тяжелым грузом?

— Поскольку после первого фильма прошло 28 лет, то, конечно, было тяжело с точки зрения написания сценария. Несмотря на это, мне было важно, чтобы просмотр нашего фильма не требовал знания оригинала.

— Учитывая, что первый «Трон» не был хитом, что, по-вашему, изменилось в этот раз?

— Первый фильм во многом опередил время. Теперь понятие «киберпространство» или «цифровой аватар» знакомы многим чуть ли не с детства. Но мы сделали упор на отношения отца и сына, что, надеюсь, привлекло к проекту зрителей, которые обычно не смотрят фантастику.

— Джеффу было приятно смотреть на молодую версию себя?

— По-моему, он счел это в некоторой степени странным опытом. Он сравнивал это с тем эффектом, который возникает у человека, когда он впервые слышит свой голос в записи: он оказывается совсем не таким, как вы ожидаете.

— Вы делали раскадровки перед началом съемок?

— Художник из меня не очень хороший, так что у нас была небольшая команда, разрисовавшая процентов 90 фильма.

— Вам не хотелось сделать местом действия известное всем киберпространство, вместо того чтобы выдумывать что-то?

— Снимать фильм про интернет у меня не было никакого интереса с самого начала. Мне нравилась идея, что этот мир изолирован от всего с 1989 года и развивается сам по себе, как Галапагосские острова.



— Как вы планируете расширять вселенную «Трона»?

— В настоящее время Disney разрабатывает анимационный сериал, действие которого будет развиваться во вселенной Трона, но до событий, показанных в «Наследии». Мы с командой сценаристов и продюсеров занимаемся мозговым штурмом, придумывая дальнейшее развитие истории.

— «Трон: Наследие» на большом экране — настоящее волшебство. Думаете, на обычных телевизорах оно будет заметно?

— На мой взгляд, кинотеатры очень отличаются друг от друга, особенно что касается показа фильмов в формате 3D. Мне кажется, что просмотр фильма с диска blu-ray на хорошей HD плазменной панели — это замечательно.

— Каково вам работалось с Джеффом Бриджесом?

— Потрясающий опыт, на такое можно только надеяться. Я многому у него научился.

— Мало кому из режиссеров выпадает шанс снимать свой дебютный фильм в формате 3D. Страшно было?

— Я с самого начала знал, что «Наследие» необходимо было снимать в 3D. Конечно же, с этим связаны многие трудности: камеры громоздкие и имеют склонность к проблемам в техническом плане, из-за них съемочный процесс немного притормаживается. А еще из-за камер труднее делать спецэффекты, особенно для такого фильма, как наш. Тем не менее я рад, что мы снимали так, а не иначе.

— Фантастика как жанр для режиссера сложнее в работе, нежели драмы, комедии и боевики?

— В таких фильмах самое сложное — отсутствие локаций для съемок. Все приходится создавать с нуля. Я провел год, разрабатывая с дизайнерами мир «Наследия», прежде чем мы начали снимать.

— Киллиан Мерфи появляется в «Троне» совсем немного. Можно ли предположить, что это лишь затравка к его возможному вовлечению в продолжении?

— Да, можно предположить.

— Ваш совет начинающим режиссерам?

— Снимайте то, что отражает ваши интересы, ваш вкус и ваши идеи. И не ждите, что вам заплатят, пока не сможете показать несколько готовых работ. Я начинал со съемок короткометражных фильмов.

— Многие ли сцены в «Наследии» полностью созданы на компьютере?

— Битвы на светоциклах и на светолетах. Они почти на 100 % сгенерированы на компьютере. В остальном фильм — смесь обычных съемок и цифрового фона.



— Планируете выпускать режиссерскую версию?

— Практически все, что я снял, можно увидеть в фильме. На полу в монтажной осталось совсем немного.

— Каковы ваши личные воспоминания о первом «Троне»?

— Помню, как смотрел его на видеокассете где-то в середине 80-х и думал, что ничего подобного раньше не видел.

— На костюмы ушло 13 миллионов долларов бюджета, а у вас были на съемках проблемы со светодиодной подсветкой. Почему вы не сделали актерам цифровые костюмы?

— Вообще-то в костюмах использована подсвеченная ткань. Мне было важно, чтобы герои подсвечивали окружающий мир и друг друга. Во время постпродакшна это было бы очень трудно сделать.

— В «Троне» были революционные спецэффекты, «Трон: Наследие» повторил в этом плане предшественника и даже добавил впечатляющие технологии 3D. Чем вы собираетесь поразить зрителя в третьем «Троне»? Давайте допустим, что он будет снят.

— Думаю, финальная сцена располагает к множеству любопытных развитий сюжета. Если Куорра смогла перебраться в наш мир, то кто еще из Системы смог сделать то же самое?

— Расскажите, пожалуйста, о превращении Трона в Ринцлера и обратно? Если он мог снова стать Троном, то почему он так долго не мог этого сделать? И выжил ли он?

— Ринцлер вспоминает о своей сущности, только когда снова видит лицо Кевина Флинна. Пока он погружается в Море Симуляции, вы видите, как его цвета меняются с оранжевого на белый, снова к цветам Трона. Он все еще там, живой, но бездействующий.

— У оригинального «Трона» масса фанатов. Вы боялись их вердикта?

— Как только мы решили задействовать мифологию первого фильма, я почувствовал, что фанаты оригинала по большей части поддержат наш фильм. Конечно, всегда есть исключения, но не стоит бояться других мнений.

Вам необходимо обновить Flash Player.

Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме

— Оливию Уайлд зрители знают по сериалу «Доктор Хаус». Почему вы выбрали ее на роль Куорры?

— В ней сочетались все качества, которые я хотел видеть в ее героине: ум, сила воли и потрясающая красота. Оливия была первой актрисой, которую мы прослушивали, и она сразу получила роль Куорры. По-моему, у нее отлично получилось.

— Вы сказали, что нарисовали раскадровки для 90 % фильма. Что привнес в проект оператор Клаудио Миранда?

— Мы с Клаудио сняли больше десятка рекламных роликов, прежде чем я предложил ему работать над «Наследием». С самого начала я сказал ему, что хочу максимально задействовать подсветку пола, чтобы свет в кадре шел снизу. Для него это была серьезная задача, потому что пришлось согласовывать с художниками фильма все декорации с требуемой подсветкой. Клаудио не только замечательный оператор, но и отличный техник!

— Что с точки зрения спецэффектов было самым трудным?

— Наверное, сцена битвы на светоциклах. Сложная хореография. Практически шахматы в четырех измерениях.

— Вам было важно сделать так, чтобы современные молодые зрители, привыкшие к видеоиграм и практически забывшие аркадные игры, отождествляли себя с происходящим на экране?

— В центре сюжета история о том, как сын пытается найти отца. По-моему, с этим легко отождествить себя вне зависимости от возраста.

— Джефф Бриджес внес что-то свое в сценарий или в сюжет?

— Мы привлекли Джеффа на самом раннем этапе. Буддийское отношение, в котором мы застаем Флинна в Системе, предложил Джефф. Также он придумал несколько реплик.

— Сформулируйте в одном предложении, что для вас значит «Трон: Наследие».

— Фильм о поисках человеческой связи в цифровом мире.

— Как вы перешли от архитектуры в кинематограф?

— Вместо того чтобы стать архитектором, закончив обучение, мы вместе с другом открыли небольшую студию цифрового дизайна под названием KDLAB. Я начал снимать короткометражки, и в результате мне предложили поставить несколько рекламных роликов. Потому я переехал в Лос-Анджелес и начал работать над более крупными заказами. Год спустя я познакомился с Шоном Бэйли, и мы начали обсуждать возможность сиквела «Трона».

Посмотрим на некоторые разработки KDLAB:



— Многие женщины — отличные геймеры. Вы случайно не рассматривали возможность рождения у Флинна дочери, а не сына?

— Была у нас такая идея, но потом мы придумали Куорру и решили, что из нее получится более любопытный женский персонаж.

— Создатель оригинального «Трона» Стив Лисбергер нормально отнесся к вашему предложению перенести его вселенную в 21 век?

— Он был открыт ко всем вариантам и стал лидером нашей творческой группы. Он называл себя духовным наставником проекта и помог нам с видением общей картины.

— Вы с самого начала были уверены, что действие полностью будет развиваться в Системе? Есть ли возможность, что продолжение затронет отношение Системы с реальностью?

— Да, центром сюжета «Наследия» должны были стать отношения Сэма, Флинна и Клу в мире Системы. В последней сцене есть намек, что в будущем грань между Системой и нашим миром будет размыта.

Вам необходимо обновить Flash Player.

Скачать ролик | Все ролики к фильму | Информация о фильме

— Какой аспект выходящего на blu-ray «Наследия» вас больше всего радует?

— После кинорелиза у меня появилась возможность вернуться на студию Skywalker Sound и исправить порядка сотни различных аспектов сведения, которые меня беспокоили. Так что на диске по-новому сведенная дорожка 7.1.

— «Трон: Наследие» в формате IMAX производит грандиозное впечатление. Расскажите, как вам работалось с форматом?

— Поскольку копия в IMAX невероятно выверенная и точная, то, на мой взгляд, она наиболее точно отражает мой изначальный замысел фильма. Я провел много времени с парнями из IMAX, чтобы убедиться, что они сделают то, что нужно. Приятно было узнать, что IMAX-версия тоже оказалась на blu-ray. Все IMAX-сцены показаны в полноэкранном режиме.

— Что из вашего фильма зрители вспомнят через 20 лет?

— Надеюсь, он будет смотреться как впечатляющая для своего времени картина и вдохновит какого-нибудь мальчишку на мечту, как и первый фильм вдохновил меня.

— Фантастика зачастую опережает реальность. Есть ли в «Наследии» что-нибудь, взятое из реальной жизни?

— Идеи генетического алгоритма и квантовой телепортации — существующие понятия, которые исследуются в наше время. Чтобы с этой точки зрения наш фильм выглядел реалистично, мы встречались с учеными Калифорнийского института технологий.

— Кто придумал имя Зюс для хозяина бара?

— Я попросил сценаристов сделать список первопроходцев в компьютерном деле. Конрад Зюс создал один из первых действующих компьютеров.

— Общество должно с опаской воспринимать технологии или принимать их с распростертыми объятьями?

— И то, и другое. Технологии могут быть потрясающим подспорьем. Мы бы иначе фильм не сняли. Но тем не менее нужно следить, чтобы технологии не мешали нашим личным отношениям.

— Некоторые зрители критиковали лицо Клу, называя его неестественным. Как, по-вашему, если ли в этой критике доля правды?

— Работая над лицом Клу, нам пришлось решать самую трудную техническую и концептуальную задачу фильма. Нет ничего сложнее, чем создание реалистичного человеческого лица, а особенно если имеешь дело с настолько известным актером, как Джефф Бриджес. Я слышал критику и, пожалуй, выражу мнение всей нашей команды, если скажу, что уж лучше когда тебя критикуют за попытку сделать что-то новое, нежели за то, что ты вообще ничего не делаешь.



— Почему Флинн не мог перепрограммировать Клу на признание несовершенного существования? Уж вряд ли Клу стал сильнее своего Создателя.

— Клу представляет собой копию Кевина Флинна в его наиболее амбициозном и эгоистичном возрасте. За последние двадцать с лишним лет Кевин Флинн с возрастом стал мудрее и на своей шкуре осознал, что неверно расставил приоритеты. К сожалению, Клу так и не повзрослел, он как бы заморожен во времени.

— Если тело Флинна было перенесено в «Трон», а в финале он, похоже, жертвует собой, значит ли это, что он мертв, или же он переродился в нечто другое?

— Реинтеграция — загадочная штука. Код Флинна по-прежнему где-то там, пусть и частичный.

— Сколько провел Флинн в Системе по виртуальному времени? Сценаристы упоминали цифру в 28 000 циклов.

— Отношение времени в Системе к нашему примерно 50:1. Так что 21 год — это больше тысячи лет в Системе.

— У вас есть любимый кадр в «Наследии»?

— Мне всегда нравилась сцена разговора Сэма и Куорры в темном коридоре, когда они освещают друг друга только светом костюмов. Такой кадр можно сделать только в «Троне».

— Если бы вы принимали решение, то сняли бы третий «Трон»?

— Если у меня будет хорошая история, то конечно, да.

— Расскажите, пожалуйста, об участии в проекте группы Daft Punk. У них получился потрясающий саундтрек. Кто вообще придумал их позвать?

— Я давно являюсь их поклонником, так что встретился с ними еще в 2007 году, до того как приступил к съемкам тестового материала. Сказал им, что хочу создать саундтрек, в котором сойдется классическая, привычная уху музыка кино и электроника, причем так, как до этого никто не делал. Мы здорово поработали вместе, и я очень доволен результатом.

— Саундтрек получился фантастический. Вы не боялись, что музыка отвлечет зрителей от истории?

— Нет. Но я очень рад, что у нас получился саундтрек-бестселлер.



— Вы работаете над анимационным «Троном»?

— Нет, но несколько сценаристов и продюсеров «Трона» в этом задействованы.

— Вы похожи на кого-нибудь из героев фильма?

— Когда я начал работу над проектом, то был похож на Сэма, но теперь я скорее Флинн.

— А вы бы хотели жить в мире «Трона»?

— А я там жил. Три года. Приятно вернуться в реальный мир.

— Вы разрабатываете ремейк фильма «Черная дыра». Можете рассказать о нем?

— Сейчас мы с Трэвисом Бичемом работаем над сценарием. У проекта большой потенциал, что меня несказанно радует.

— Как Куорра материализовалась в реальном мире?

— Куорра была реконструирована из углерода и воды, что хранились в лазере «Шива» из телепортации Флинна. Если присмотритесь хорошенько, заметите, что около его основания торчат разные канистры.

— Какая сцена была самой сложной, сколько дублей вы на нее потратили?

— Когда Сэм поднимается из Распознавателя. Пришлось провести очень-очень много совещаний, чтобы понять, как это сделать.

— Рецензии на «Трон: Наследие» были полны критики. Вам, как молодому режиссеру, она пригодилась?

— Разумеется.

«Трон: Наследие» уже в продаже на DVD и blu-ray.