Именно посмотрев «Ясновидящую», продюсер Сергей Шумаков решил молодому оператору Денису Аларкону Рамиресу доверить съемки экранизации «Шпионского романа» Бориса Акунина. О таком предложении любой молодой кинематографист может, пожалуй, только мечтать. Прочитав книгу Акунина, Денис заболел этой историей, ее атмосферой и образной стилистикой. Режиссером проекта стал молодой дебютант в игровом кино — выпускник мастерской Владимира Хотиненко на Высших курсах Алексей Андрианов.
КиноПоиску оператор «Шпиона» Денис Аларкон Рамирес рассказал о том, как он добивался схожести кадра с комиксом, как из Минска сделали несуществующую Москву и почему он боится сравнений с «Шерлоком Холмсом».
— Денис, фильм «Шпион», как это нередко случается в нашем кинематографе, запускали не один раз. Вам и Алексею Андрианову пришлось работать уже со сложившимся проектом?
— Да, в этом плане режиссеру Алексею Андрианову пришлось нелегко. Ему предложили готовый вариант сценария и хотели, чтобы он работал с ним. Надо отдать Леше должное: он настоял на том, чтобы внести изменения. Ведь он хотел снимать свою картину, он не хотел снимать чужую. Предыдущий вариант
Новым для меня оказался и производственный формат. Кроме полнометражного фильма нужно было снять четыре серии для телевидения — и всё за 60 смен. В конечном итоге мы просто снимали трехчасовой фильм примерно понимая, что пойдет в сериал, а что — в фильм. Насколько я знаю, в «Адмирале» уже на стадии съемок было определено, что куда пойдет, и снимали изначально на разные носители: для сериала — на 16 мм, для фильма — на 35. Потом это привело к огромным проблемам при
Так что, может, и хорошо, что у нас такого сценария не было. Мы просто снимали фильм. Если поделить 60 смен на 4, то получится 15 смен на серию, что не очень много, но, учитывая, что нужно было снять еще и полный метр, работать пришлось очень напряженно, зато с энтузиазмом! Здесь помогло то, что работали мы с хорошо мне знакомой сложившейся командой студии «ТРИТЭ»» во главе с Леонидом Верещагиным.
— И вы с Алексеем предложили свое видение проекта?
— Концепция была у продюсеров уже сформирована, мы к ней с увлечением присоединились. Нашей задачей стало создание образа мифологической Москвы, которую в сталинскую эпоху только собирались построить. Как мы знаем, многие из тех проектов не были реализованы ни до войны, ни после, а некоторые были построены и,
На начальном этапе работы мы привлекли художника Кирилла Мурзина, до этого работавшего на «Обитаемом острове». Он помог создать стиль, который, как мы потом узнали, носит название дизельпанк.
— Дизельпанк?
— Да, это стиль, который относится к виду
Мы выбрали этот стиль, потому что он интересно подходил под наши задачи — по шпионскому реквизиту, например. У нас приборы ночного видения,
— Москва, как нам уже рассказывал художник картины Виктор Петров, в «Шпионе» очень необычная…
— Да, мы разработали концепт этого города. Я нашел кучу памятников и архитектурных сооружений, которые собирались построить, включая Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя, арку героев, Дом аэрофлота. Те сооружения, которые я обнаружил при изучении исторических материалов, меня, конечно, поразили. Даже жалко, что их не существует сейчас, и хорошо, что в нашем фильме зритель это сможет увидеть и спроецировать на сегодняшнюю Москву, увидеть то, как бы она могла выглядеть, если бы это было построено. Но задача была сложна тем, что в нашем городе, Москве, съемки проводить стало практически невозможно: трафик, огромное количество людей, обилие рекламы, евроокна, спутниковые тарелки — все это ставит колоссальные и, главное, неразрешимые проблемы. Мы сразу поняли, что вот эту несуществующую Москву нам надо снимать в
— И несуществующую Москву нашли, кажется, в Минске?
— Мне пришла в голову мысль, что это мог бы быть Минск. Потому что несуществующие здания мы все равно должны были дорисовывать графикой, но важно было найти дух того времени, той Москвы. Мы ведь все помним, что высотки были построены после войны, они пропитаны духом гордости и победы, в сталинском ампире отразилась ментальность послевоенной эпохи. Правда, для художественной цельности нам пришлось несколько слукавить и допустить, что эта империя существовала еще до войны. Нам показалось это возможным, потому что в сознании молодежи те высотки, которые они видят, центральные станции метро, на котором они ездят, связаны со временем и эпохой строительства коммунизма, с определенной идеологией. Для них не столь важно, существовало это до войны или после.
Минск — удивительный город. То, что кардинально изменило нашу страну за последние 15 лет, там осталось в зачаточном состоянии. Реклама, если она есть, по большей части социальная, на госучреждениях. Город чистый, аккуратно выстриженные газоны, парки — город мечты. Идеально по стилю подошел центральный проспект: он был построен после войны, все здания — сталинский ампир. Минские улицы вообще легко принять за Москву. Когда по ним гуляешь, рождается ощущение, что ты в машине времени. Мы решили, что будем подставлять знаковые московские места вроде Кремля к этим улицам. Зритель, цепляясь за знакомые ориентиры, будет пытаться выстраивать
Минск нам очень помог, хотя фильм — это, конечно, своего рода лоскутное одеяло. Общие планы Минска создают дух, масштаб картины, но любую улицу, любой кадр мы по
Наш фильм не претендует на историческую правду. Это кино, которое должно заставить зрителя поразмышлять, подумать, что тогда на самом деле могло произойти, и тут неважно, насколько это все достоверно и исторически верно. Скорее, имеют значение чувства, мысли героев перед надвигавшейся войной. Многие вопросы до сих пор волнуют историков: почему мы были не готовы к войне, хотя силы стягивались несколько месяцев на границе?
— В начале «Шпионского романа» есть сцена в Германии. Туда тоже ездили?
— Была небольшая экспедиция в Германию. Фильм начинается с пролета над горами, над немецкими Альпами — очень эффектная съемка получилась. Я рад, что кадры с горами удалось отвоевать для открывающих картину титров. Режиссер оставил эти кадры, хотя в изначальном варианте их не было. Кроме этого, мы ездили в Прагу, где снимали интерьеры замка. Получилось, что снаружи это немецкий замок, а внутри — чешский.
— Но в Москве же тоже снимали
— Да, основная часть съемок, конечно, проводилась в Москве. Например, мы снимали в таганском бункере — настоящем бункере Сталина, который чудом сохранился в аутентичном стиле, таком кагэбэшном. В туннелях рядом с ним мы и снимали. Помимо надмира — тех сталинских высотных зданий, сверхидей, которые объединяли, — мы придумали, что за роскошными высотками, за простором чистых блестящих улиц существует некий подмир — сфера закоулков, коридоров Лубянки, бункеров, где пытают людей.
— Вы сказали, что фильм хотели сделать похожим на комикс. Как это на операторскую работу влияло?
— Мы, конечно же, разработали сразу некую визуальную концепцию, послужившую своеобразным проводником к общему художественному решению. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу картину восприняли как стильную, цельную, как фильм, в котором удалось создать некий выдуманный мир и при этом не выйти за рамки правил, которые мы создали сами для себя. Заключалась эта концепция в том, что мы решили снимать остро и ракурсно, то есть искать
Снимали контрастно, это придает большую выразительность картинке. Объем, провальные тени, сплошные лучи света… Много использовали дым — пар и дым у нас находят отражение в городе, идут из канализационных люков, труб. Это подчеркивает,
Очень важны были места съемки. Здесь нам снова помог выбор стиля «дизельпанк» и присоединившийся к нам и обладающий огромным опытом художник Виктор Петров. Он стал для нас таким отрезвляющим элементом и очень усилил нашу команду. Виктор Валентинович нас встряхнул немножко, внес
— Сейчас, кстати, слово «кинокомикс» очень популярно среди кинематографистов. Не боитесь сравнений?
— Выход «Шпиона» на экраны слегка затянулся, а этот продукт тоже имеет свой срок хранения, к слову сказать. Взять картину «Шерлок Холмс», первая часть которой вышла почти одновременно с тем, как мы начали снимать, а вторая — совсем недавно. Мне невольно кажется, что нас могут обвинить в том, что мы хотели закосить под них. Я смотрю, даже
Я точно знаю, что режиссерская концепция была, скорее, подпитана Дэвидом Финчером, режиссером, который и мне, и Леше Андриянову очень импонирует. Так что хочется, чтобы зрители поскорее увидели фильм. С другой стороны, любое честное кино должно быть выстрадано, прожито. На этом фильме спустя год мы доснимали финал картины. Финалов вообще было придумано несколько. Но только когда лента была смонтирована и показана продюсерам телеканала «Россия» и
— Алексей Андрианов, режиссер «Шпиона», по первому образованию является оператором. Сложно было оператору работать с
— Это был для меня важный момент. На прошлых картинах режиссер полностью отдавал мне бразды правления и никогда не лез в мою работу. Мне было важно, как мы сойдемся, ведь у операторов часто есть свое очень четкое видение. При этом Леша — хороший оператор, я видел его работы. Он делал много музыкальных видео, достаточно интересных. Его мышление будоражило меня, ведь я другого типа оператор,
Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. Мы могли вместе выстраивать кадр, мы делали раскадровки, но что-то, конечно, рождалось на площадке.
— А что может пойти не так, когда уже копии печатаются?
— Картина проходит несколько стадий, и на последнем этапе, когда уже собирается все вместе, с графикой и прочим, происходит финальная обработка изображения. Идет цветокоррекция, все шлифуется, убираются дефекты и брак, картина получает свой конечный вид, совмещается со звуком. У нас работает лучший колорист России, легенда кино Божена Масленникова. Потому что и на этом, конечном, этапе тоже можно