Главная Классика Сергей Слонимский не приехал в Самару на свой творческий вечер

Сергей Слонимский не приехал в Самару на свой творческий вечер

E-mail Печать PDF

В Самарском академическом театре оперы и балета прошел творческий вечер народного артиста России, лауреата Государственных премий, композитора Сергия Слонимского. Однако сам маэстро на праздник по случаю своего 80-летия и 45-летия творческого содружества с самарским театром не приехал. Причина вполне уважительная.

В этот день Сергей Михайлович представлял в родном Санкт Петербурге премьеру своего нового музыкального творения. Поэтому личное присутствие маэстро зрителям заменяли кадры хроники, проецируемые на большой сценический экран, записи его интервью, воспоминания коллег и много хорошей музыки.

В исполнении артистов Самарской Оперы и приглашенных солистов в концерте прозвучали фрагменты из четырех опер Слонимского, премьеры которых в разные годы состоялась именно на этой сцене: "Виринея" (1967), "Мария Стюарт" (1980), "Гамлет" (1993) и кульминация творческого союза театра и композитора - мировая премьера оперы "Видения Иоанна Грозного" (1999).

Эти работы стали вехами в развитии Куйбышевского-Самарского театра оперы и балеты. Так постановка "Виринеи" к полувековому юбилею советской власти была отмечена дипломом I степени Министерства культуры РСФСР. Мировая премьера оперы "Мария Стюарт" стала центральным событием гастролей театра в Москве. И именно за работу театр получил звание "академического". Спектакль "Гамлет", показанный в столице, был назван профессиональным сообществом "уроком центральным музыкальным театрам". А мировая премьера оперы "Видения Иоанна Грозного" в 1999 году собрала в Самаре музыкально-театральную элиту России, спектакль транслировал телеканал "Культура". Эта незаурядная работа самарской труппы была осуществлена в тесном сотрудничестве с автором и выдающимися личностями современного театра (дирижер Мстислав Ростропович, режиссер Роберт Стуруа, балетмейстер Алла Сигалова художник Георгий Месхишвили).

А вот фрагменты оперы Слонимского "Король Лир" в программе творческого вечера были исполнены в Самаре впервые. Но именно самарскому театру, по договоренности с композитором, принадлежит право на первую постановку этой оперы. Правда, быть ли этой премьере на волжской сцене в обозримом будущем пока не известно.

Светлана Хумарьян, театровед, заслуженный работник культуры России:

- Сергей Слонимский в своих письмах и интервью много раз называл Самару "своей второй музыкальной родиной". Ей он посвятил свою Пятую симфонию. И вполне закономерно, что именно здесь состоялся его первый монографический фестиваль, куда в качестве премьеры он привез увертюру к тогда еще только задуманной опере "Видения Иоанна Грозного". Произведение произвело очень сильное впечатление, и ему была заказана опера для постановки на сцене нашего театра. Сергей Михайлович охотно согласился, а через два год опера была готова.

Мы долго выбирали постановщика… Маэстро Ростропович возник не сразу, ведь в то время он еще жил и работал за рубежом. Но в 1996 году он на время приезжает с концертами в Петербург, знакомится с партитурой этой замечательной оперы и высказывает композитору свое желание быть первым ее постановщиком. Когда Слонимский ему говорит, что он связан с Самарой договорными отношениями и человеческими симпатиями, Ростропович еще больше загорелся желанием поставить здесь этот спектакль. Он знакомиться с труппой самарского театра на спектакле "Гамлет" Слонимского и принимает твердое решение поставить "Видения"…

Содружество талантов оказалось очень удачным. "Видения Иоанна Грозного" выдержали 30 показов, что является рекордом для современной оперы и, как писала музыкальная пресса, "стали крупнейшим произведением и лучшим спектаклем в оперных театрах последней четверти 20 века".

РГ