Режиссер утверждает, что не..." /> Френсис Форд Коппола: Вторая молодость. Специально для «ВД»
Главная Статьи о Кино Френсис Форд Коппола: Вторая молодость. Специально для «ВД»

Френсис Форд Коппола: Вторая молодость. Специально для «ВД»

E-mail Печать PDF
На экраны выходит артхаусная драма "Молодость без молодости" – возвращение в кино великого режиссера Фрэнсиса Форда Копполы после почти десятилетнего молчания. Режиссер утверждает, что не намерен делать стандартные картины.

Фрэнсис, что вас побудило снова взяться за работу после почти десятилетнего молчания? Что вы испытывали, о чем размышляли, когда приступали к этому фильму?


Работать над этой картиной я начал три года назад — мне было 66 лет, и я стал осознавать, что нахожусь в конце своего жизненного пути. К этому времени я не занимался кино уже восемь лет. К тому же мне совершенно не хотелось сделать фильм, хоть в чем-то похожий на те, что я снимал раньше. В это время меня занимали философские концепции времени и человеческого сознания. Моя школьная подруга Венди Донигер, которая преподает сравнительную мифологию и индуизм в Чикагском университете, посоветовала мне прочесть сочинения профессора Мирчи Элиаде, в частности его новеллу "Молодость без молодости". По мере знакомства с текстом я все больше понимал, что нашел источник вдохновения.
Для меня это была история этакого Фауста: старик снова становится молодым, получает возможность продолжить научное исследование, которыму посвятил всю жизнь, он снова влюбляется, и эта любвь требует от него жертвы. В этой истории я увидел четкие параллели со своей судьбой - так же, как главный герой Доменик я мучился неспособностью завершить важную для меня работу и, хотя мой винный бизнес процветал, не видел выхода своим творческим способностям.
Я стал набрасывать параметры фильма. Родные и друзья заметили во мне перемену , но я не выдавал свой секрет – что во мне зреет фильм. В октябре 2005 года я приступил к съемкам в Румынии, которые длились 85 дней.

Ваш новый фильм оставляет впечатление, что он поставлен молодым, независимым режиссером...

Как это ни странно, но я всю жизнь снимал фильмы, которые не были мне близки по духу. В молодости меня вдохновляли картины Феллини, Куросавы, Росселини... Но по иронии судьбы в 30 с небольшим я снял "Крестного отца" и стал "важным" студийным режиссером. Я часто спрашивал себя: что стало с тем молодым экспериментатором, которым я хотел быть? Я ведь никогда не переставал мечтать о том, чтобы делать сугубо личные фильмы. Личностный фильм для меня — это проект, который ты осуществляешь из огромного интереса к рассматриваемой теме, когда материал связан с твоими личными проблемами, когда ты определенным образом ставишь вопрос и отвечаешь на него своим фильмом. Слава богу, мои коммерческие предприятия, мое вино позволяют мне теперь ставить такое кино, какое мне вздумается, за мои собственные деньги. И даже финансировать проекты моей дочери Софии (Копполы, лауреата "Оскра" и автора "Трудностей перевода" и "Марии-Антуанетты" - "ВД").

Как вы могли обходиться без работы в кино столько времени?


То, что со мной произошло, я не считаю comeback в общепризнанном смысле этого


слова. Я всегда пытался, упорно пытался найти свое место. Я просто больше не хотел делать стандартные картины.

Не знаю, это для вас комплимент или нет, но картина мне показалась скорее европейской, чем американской. Голливуд таких практически не делает.


Приятно слышать. Европейцы в силу разных причин больше готовы рисковать. Я уверен, что искусства без риска не бывает. А в Голливуде его нынешние управители предпочитают работать без риска – сиквелы, приквелы – то, что имело коммерческий успех, то должно повторяться и умножаться. Мне в свое время очень повезло с "Крестным отцом", который, как многие считают, изменил лицо кинематографа. Но позвольте сказать: "Спасибо, дорогие друзья, что вы любите мой фильм "Крестный отец", я очень горжусь тем, что в свое время поставил его. Но разрешите мне заняться другим кино!".

Кто из режиссеров повлиял на вас больше других?


Думаю, Феллини. Я полюбил все его фильмы, начиная с самых ранних. А "Сладкая жизнь" меня просто сбила с ног! А потом появился "8 ½" и это было откровение!
Мне нравился Росселини и те, что пошли по его стопам. Антониони взволновал меня тем, что выражал чувства загадочными способами. Из русских мастеров – безусловно Сергей Эйзенштейн. Из неевропейских – Куросава.

Вы не боитесь, что кому-то ваш новый фильм может показаться слишком сложным? Вы думаете о зрителе, когда ставите фильм?


Конечно! Я люблю готовить, и когда занимаюсь кулинарией, всегда думаю: а будет ли вкусно? То же самое с кино. Эта картина — мистическая история любви. Люди любят смотреть "про любовь", а также про все загадочное, непостижимое. Я хотел построить картину таким образом, чтобы люди во время просмотра не занимали себя разгадыванием сложных параллелей. Если им захочется вернуться к фильму еще раз, то тогда они смогут в нем обнаружить дополнительные философские измерения. Вот именно такие фильмы я и хочу сейчас делать: чем больше зрители себя погружают в фильм, тем больше он им дает. Я горжусь тем, что мои фильмы, например, "Апокалипсис сегодня", которые не были такими уж кассовыми в момент выхода на экран, продолжают смотреть. Только время может рассудить, какое кино не является сиюминутным развлечением. Я часто говорю своей жене Элинор, что мы живем в этом чудесном доме только благодаря тому, что люди по-прежнему смотрят мои фильмы – "Крестный отец", "Апокалипсис сегодня", "Разговор" (смеется). Это отличный бизнес – ставить картины, которые люди хотят смотреть больше одного раза.

Если говорить о бизнесе... Ваши замечательные вина не только помогают вам финансировать фильмы. Они еще очень хороши сами по себе. Какое из них вам самому больше всего нравится?


Вина – как дети. Я что люблю Софию больше Романа (сын Ф. Ф. Копполы, режиссер – "ВД")? Ну, просто не знаю...Мы делаем вино под названием Edizione Pennino. Слышали о таком? Это американский Цинфандель (сорт винограда) с самым высоким рейтингом – 95! Когда я в определенном настроении – это мое любимое вино. Я назвал его в честь моего деда Франческо Пеннино. Моя жена мне говорила: что ты все вина называешь "Коппола"? Ты ведь еще и Пеннино!


Между прочим, американцы стали больше пить вино. Раньше только 11 процентов употребляли вино, а теперь эта цифра ближе к 20 процентам. Но если исключить из наших 300 миллионов населения детей, то реальная цифра любителей вина еще больше. Хорошо для производства независимых от Голливуда фильмов, не правда ли? (смеется).

Удивительно, что "сам" Фрэнсис Форд Коппола должен, если бы не его виноградники, "клянчить" деньги у студий. Казалось бы, боссы Голливуда должны были обивать ваш порог...


Так что, если автор хочет, чтобы его фильм был художественным риском, то он для этого должн отыскать деньги. Я создал успешную компанию и могу финансировать свои собственные идеи. И отныне только так и будет! Каждый год я буду снимать по фильму на бюджетном уровне "Молодости без молодости". У меня больше нет времени клянчить на фильм у какого-то денежного мешка. Мне сейчас легче самому заработать этот мешок денег!

Вас, Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга часто объединяют в некую группу, которая изменила лицо американского кино. Можно вас попросить пофантазировать на тему совместного обеда трех мастеров?


Ну, есть соблазн придумать басню о том, как я говорю Лукасу: эй, Джордж, не налить ли тебе вина "Коппола"? А тебе Стив? "Кока-Колу"? (смеется). На самом деле, мы нередко вместе обедаем. И, скажу вам, это похоже на то, как три молодых паренька собрались и с энтузиазмом говорят о том, как прекрасен кинематограф и о том, что мы никогда не познаем его до конца. Джордж мне все обещает вернутся к экспериментальному кино, а Стивен...ну, а Стивен продолжает выпускать картины одна лучше другой (хитро улыбается).

Ваша жена Элинор – сама автор фильмов. Какую роль она играет в вашей творческой жизни?


Огромную! Но, признаюсь, я никогда не чувствовал, что знаю ее на все сто процентов. Часть ее всегда была для меня загадкой. Она никогда не посвящала себя мне целиком. И в этом, может быть, ответ на то, почему я с ней до сих пор. Если ты абсолютно понял свою женщину, то теряешь к ней интерес. Но Элинор всегда была достоточно интересна, достаточно умна, достаточно творчески заряжена, чтобы быть для меня непрочитанной до конца книгой.

Как складываются отношения с вашими детьми, кроме того, что вы помогаете им в финансировании их проектов?


Мои дочь и сын постоянно держат меня в курсе современной культуры. Каждый, кто учил, преподавал, знает, что ты учишься у своих студентов не меньше, чем они у тебя. То же самое с детьми. Я со своей стороны всегда учил их – что бы вы ни делали, делайте это личным, выношенным. Никогда не ставьте фильм только потому, что вам на него дали кучу денег. Или потому, что вы думаете, что это будет большим успехом или большой возможностью. Успех можно оценить лишь через 20-30 лет, если твой фильм еще смотрят.

Что является вашим девизом в жизни?


Знаете, в школе и даже в собственной семье я был полным лузером! Поэтому мне было нечего терять, и я стал следовать велению своего сердца. Следуй этому велению и будешь оригинальным! Верь в то, что в тебе есть что-то прекрасное.


Бизнес и творчество в кино всегда будут конфликтовать. Бизнесмены, конечно, рискуют своими деньгами, и должны быть осторожны в своих решениях. Артист же должен быть готов прыгнуть в неизвестность. Молодым художникам я скажу следующее: за те фильмы, с которых тебя в молодости хотят уволить, в старости награждают "За заслуги в области развития киноискусства" (смеется).

Как вы думаете, что является самым главным в вашем фильме "Молодость без молодости", что должен почувствовать зритель?


Благость! Знаете, когда мы снимали в Румынии финал картины, в котором Доменик умирает в снегу на улице, один румын сказал: он умирает как бездомный. И тогда мне пришла в голову мысль, что мы все умираем как бездомные, в одиночку. Конечно, вокруг могут быть люди, но каждый умирает в одиночку. Однако, есть и разница. И она состоит в том, что есть момент благодарности. И когда наступит мой собственный час, я подумаю: какую же интересную жизнь я прожил! Я работал в такой замечательной профессии, в кино – в котором все хотят работать! У меня была проекрасная жена, у меня были чудные дети. Я создал винный бизнес, и стал в нем очень успешным. И пока я буду перечислять, за что я благодарен судьбе, я не замечу, как умру (смеется).


Артхаусную драму "Молодость без молодости" Френсиса Форда Копполы смотрите в кинотеатрах города с 15 мая.

Самые известные фильмы Френсиса Форда Копполы.

"Крестный отец" (The Godfather), 1972
Вдохновенная экранизация посредственного в литературном отношении романа Марио Пьюзо сразу выдвинула молодого режиссера Копполу в ряды мастеров мирового кино. Коппола сочетает в картине эпический размах с камерными чувствами героев. В центре повествования – семья, как источник стабильности и одновременно проблем.
Несмотря на то, что семья – мафиозная, Копполе удалось передать универсальность условий человеческого существования. "Оскар" Копполе за сценарий картины.

"Крестный отец, Часто II" (The Godfather, Part II), 1974
Редкий для серьезной драмы сиквел оказался в чем-то глубже оригинала.
Коппола серьезно развил ранее заявленный образ Майкла Корлеоне (Аль Пачино) и показал трагедию возвышения и падения героя, вынужденного переродиться в криминального монстра. "Оскар" за лучший фильм года. Копполе "Оскары" за лучшую режиссуру и лучший сценарий.

"Разговор" (The Conversation), 1974
Один из самых личных, авторских фильмов Копполы. Камерный по форме, джазовый по мелодике фильм об одиноком частном специалисте по слежке за людьми (Джин Хэкмен), который медленно сходит с ума от собственной подозрительности. Высшая награда Каннского кинофестиваля "Золотая Пальмовая ветвь".

"Апокалипсис сегодня" (Apocalypse Now), 1979
До сих пор лучшая картина об американской войне в Юго-Восточной Азии.
Сюрреализм фильма, снятого вскоре после событий, как нельзя лучше отражает состояние умов тех, кто воевал и тех, кто протестовал против этой войны.
Съемки картины сопровождались большими проблемами и физическим риском для Копполы и остальных участников съемок. Но результат оправдал все.

"Дракула" (Bram Stoker’s Dracula), 1992
Коппола сумел вдохнуть новую жизнь в заезженный кинематографом миф о румынском вампире. Стиль этой картины повлиял на многие более поздние кинематографические мистерии.
Коппола умело балансирует на грани фантастики и реализма, избегая дешевой коммерциализации материала.